Активы Компании

Структура и динамика активов

Основным активом АО «ФПК» является пассажирский подвижной состав (90 % активов). На конец 2022 года инвентарный парк Компании составил свыше 16 тыс. вагонов.

Структура активов Компании по состоянию на 31 декабря 2022 г. млрд руб.
Активы Балансовая стоимость
Пассажирские вагоны 266,24
Недвижимое имущество 22,58
Прочее движимое имущество 7,74
Нематериальные активы 0,41
Земельные участки 0,14
Итого 297,11
Вагоны
Динамика изменения структуры вагонного парка вагонов
Тип вагона Характеристика Парк на 31 декабря 2021 г. Прибыло Выбыло Парк на 31 декабря 2022 г.
Люкс Купе с индивидуальным душевым модулем, умывальником и туалетной кабиной 114 114
СВ СВ (двухместное купе) 470 6 464
РИЦ Купейный, европейского габарита 266 1 265
МИКСТ Вагон с купе типа люкс и СВ 13 13
К Купейный (четырехместное купе) 7 013 409 154 7 268
О Плацкартный 6 549 117 48 6 618
МО Межобластной 599 28 571
Б Багажный 112 21 91
Р Вагон-ресторан 662 14 33 643
Прочие Электростанции и служебно-технические вагоны 37 7 44
Итого 15 835 547С учетом ввода в эксплуатацию вагонов постройки 2021 года. 291 16 091

Текущее состояние парка пассажирских вагонов

Подвижной состав АО «ФПК» высоко неоднороден:

  • по типам вагонов и возрасту (средний возраст – около 17 лет);
  • износу – около 54 %;
  • оборудованию кондиционерами – 89,5 % парка;
  • оборудованию экологически чистыми туалетами – около 82 % парка.

Одним из основных показателей, дающих представление о техническом состоянии парка пассажирских вагонов, является их средний возраст, который по состоянию на 31 декабря 2022 г. составлял 17,3 года.

Динамика структуры вагонного парка вагонов
Тип вагона Характеристика Парк на 31 декабря 2021 г. Прибыло Выбыло Парк на 31 декабря 2022 г. Средний возраст вагонов на 31 декабря 2021 г., лет Средний возраст вагонов на 31 декабря 2022 г., лет Средний износ, %
Люкс Купейный (купе с индивидуальным душевым модулем, умывальником и туалетной кабиной) 114 114 14,2 15,2 50,4
СВ СВ (двухместное купе) 470 6 464 14,8 15,6 51,7
РИЦ Купейный, европейского габарита 266 1 265 12,8 13,7 39,4
МИКСТ Вагон с купе типа люкс и СВ 13 13 9,0 10,0 25,7
К Купейный (четырехместное купе) 7 013 409 154 7 268 18,4 18,1 57,9
О Плацкартный 6 549 117 48 6 618 15,3 15,9 47,1
МО Межобластной 599 28 571 15,4 15,8 44,7
Б Багажный 112 21 91 22,6 23,0 80,4
Р Вагон-ресторан 662 14 33 643 27,0 27,0 68,2
Прочие Электростанции и служебно-технические вагоны 37 7 44 22,1 24,2 63,3
Итого 15 835 547 291 16 091 17,1 17,3 53

Подвижной состав с улучшенными характеристиками

Для обеспечения растущего числа перевозок пассажиров, сокращения времени поездки, а также в целях снижения ее стоимости АО «ФПК» приобретает вагоны с новыми техническими характеристиками и улучшенным внутренним интерьером. Весь новый подвижной состав оборудуется экологически чистыми туалетными комплексами, установками кондиционирования воздуха.

Двухэтажные вагоны

Главным преимуществом двухэтажного вагона является его повышенная пассажировместимость. Это позволяет перевезти большее количество пассажиров на маршрутах с высоким пассажиропотоком, прежде всего на южных – «курортных» – направлениях. Двухэтажные вагоны по своим показателям комфорта и оснащенности не уступают современным традиционным вагонам, а по многим параметрам даже их превосходят.

В зависимости от класса в двухэтажных вагонах оборудованы двухместные или четырехместные купе. Вагоны оснащены двумя установками кондиционирования и отопления, что позволяет постоянно поддерживать комфортный микроклимат. Экологически чистый туалетный комплекс с тремя туалетными кабинами позволяет пользоваться ими на стоянках и в курортных зонах. Беззазорные сцепные устройства и герметизированные межвагонные переходы позволили снизить уровень шума и вибраций в вагоне и повысить безопасность пассажиров при переходе из вагона в вагон. Не забыты и инвалиды – в одном из вагонов каждого поезда (в штабном) установлены специальные подъемники для посадки инвалидов-колясочников с низких платформ и оборудованы специальное купе и туалет.

Помимо вагонов купейного типа с двухместными и четырехместными купе, в состав, курсирующий сообщением Москва – Воронеж, включены двухэтажные вагоны с креслами для сидения со стандартным и улучшенным интерьерами. Двухэтажный вагон с креслами для сидения создан в Российской Федерации. Одним из ключевых отличий этого подвижного состава является применение впервые в истории российского вагоностроения радиусных окон для остекления второго этажа.

Вагоны оборудованы новыми, современными беззазорными сцепными устройствами жесткого типа и герметизированными межвагонными переходами. Для слабовидящих пассажиров надписи в вагонах продублированы шрифтом Брайля.

Вагоны типа РИЦ

Спальный вагон типа РИЦ модели 61-4476 (WLABmz) предназначен для международного сообщения в пределах Международного союза железных дорог (фр. Union Internationale des Chemins de fer, UIC) (ширина колеи – 1 435 мм) и в европейской части Российской Федерации, странах СНГ и странах Балтийских государств (ширина колеи – 1 520 мм).

Вагон соответствует требованиям обязательных стандартов Российской Федерации (ГОСТ, НБ ЖТ) и Европейского сообщества (Technical specifications for interoperability, TSI; European Norm, EN, UIC) по техническому и конструктивному исполнению, а также по внешнему и внутреннему дизайну.

Переход между сетями железных дорог с различной шириной колеи осуществляется путем замены тележек с использованием имеющихся объектов инфраструктуры на устройствах для перехода с одной колеи на другую (пункт подготовки вагонов – Брест).

Максимальная эксплуатационная скорость составляет 200 км/ч на колее 1 435 мм и 160 км/ч на колее 1 520 мм.

«Вагон 2019»

Вагоны эксплуатируются в поездах формирования всех филиалов.

Разработка модельного ряда «Вагон 2019»: модели 61-4516 (плацкарт), 61-4517 (купе) и 61-4529 (купейный штабной) — осуществлена компанией-поставщиком. В конструкции вагонов учтены наиболее современные и востребованные пассажирами функции.

Характерные черты вагонов нового модельного ряда:

  • применение концепции малолюдных технологий обслуживания пассажиров с размещением одного служебного отделения на два вагона;
  • исключение нерабочих тамбуров обоих вагонов с одновременным формированием новых зон дополнительного комфорта для пассажиров (душевая кабина, многофункциональная сервисная зона с вендинговыми аппаратами, пурифайером для приготовления и раздачи охлажденной и горячей питьевой воды и другим оборудованием).

Вагоны включаются в состав поезда парами: один вагон со служебным отделением плюс один вагон без служебного отделения.

К конструкционным особенностям вагонов нового модельного ряда также относятся:

  • применение герметизированных межвагонных переходов;
  • полностью светодиодное освещение;
  • наличие электрических (220 В) и USB-розеток у каждого спального места;
  • сенсорные краны умывальников, электрические сушилки для рук и пеленальные столики в туалетах;
  • трансформируемые столики и индивидуальные сейфы для каждого пассажира в купейных вагонах;
  • автоматические сдвижные внутрисалонные двери;
  • обновленный дизайн интерьера.

Штабной вагон оборудован купе для размещения двух инвалидов-колясочников и сопровождающих, специальным туалетом с душем, а также подъемниками, расположенными в нерабочем тамбуре. Купе для инвалида оснащено информационным табло: демонстрируемая на нем информация при нажатии кнопки воспроизводится голосом.

Новые типы вагонов

Вагон пассажирский двухэтажный купейный со спальными местами.
Модель 61-4465

Модель 61-4465
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
  • Система аудио- и видеотрансляции

Скоростной поезд
«Ласточка» (Desiro RUS)

«Ласточка»
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха – отдельные установки в каждой кабине и каждом пассажирском салоне
  • Устройство для входа/выхода пассажиров у низких (220 мм) платформ – выдвижные ступеньки
  • Система пассивной безопасности пассажиров
  • Напольные стеллажи для крупногабаритной ручной клади

Вагон пассажирский спальный для международных сообщений типа RIC.
Модель 61-4476

Модель 61-4476
  • Экологически чистый туалетный комплекс, в том числе душ
  • Климатическая система (отопление, вентиляция, охлаждение)
  • Система водоснабжения
  • Светильники для чтения
  • Штепсельные розетки для зарядки мобильных телефонов и ноутбуков
  • Громкоговоритель с регулятором громкости

Вагон пассажирский с местами для сидения.
Модель 61-4458

Модель 61-4458
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
  • Система аудио- и видеотрансляции
  • Кнопки сигнализации для вызова проводника

Вагон пассажирский двухэтажный купейный с местами для сидения.
Модель 61-4465

Модель 61-4465
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
  • Система аудио- и видеотрансляции

Вагон двухэтажный с местами для сидения.
Модель 61-4492

Модель 61-4492
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Система кондиционирования и обеззараживания воздуха
  • Информационные табло
  • Система аудио- и видеотрансляции
  • Система пожарной сигнализации
  • Система контроля безопасности и связи поезда

Вагон пассажирский купейный, предназначенный для состава поезда постоянного формирования.
Модель 61-4462

Модель 61-4462
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
  • Система аудио- и видеотрансляции

Вагон пассажирский некупейный.
Модель 61-4447

Модель 61-4447
  • Экологически чистый туалетный комплекс
  • Установка кондиционирования воздуха
  • Установка пожаротушения с использованием запаса воды из системы водоснабжения

«Вагон 2019»

  • Двухвагонный сцеп: переход на малолюдные технологии обслуживания в пути (одна бригада проводников на два вагона); функциональное использование пространства вагона (сервисные зоны и душевые комнаты)
  • Однотамбурный кузов: снижение трудоемкости обслуживания оборудования вагона
  • Светодиодное освещение: снижение энергопотребления – сокращение эксплуатационных расходов
  • Независимая работа экологически чистых туалетных комплексов: обеспечение бесперебойной работоспособности туалетных модулей – увеличение надежности оборудования

«Вагон 2020» модель 61-4523

«Вагон 2020» – новая разработка двухэтажных вагонов. Особенности проекта:

  • применение двухвагонного сцепа;
  • использование увеличенного габарита подвижного состава Тпр с верхним очертанием по линии а-б-б1-а2 по ГОСТ 9238-2013, повышающего комфорт проезда пассажира на верхних местах второго этажа вагона за счет увеличения расстояния от полки до потолка;
  • обновленный интерьер и современный дизайн;
  • тележка с системой пневматического подвешивания кузова (улучшение плавности хода и комфорта для пассажиров);
  • система нового поколения для диагностики предотказного состояния вагона (контроль механических параметров, передача данных в реальном времени в ситуационный центр, увеличение интервалов проведения ТО-1 до достижения пробега 10 тыс. км);
  • малолюдные технологии обслуживания пассажиров в пути с размещением одного служебного купе на два вагона (повышение производительности труда поездной бригады).

Дополнительный комфорт для пассажиров в вагоне обеспечат:

  • современный дизайн, разработанный с использованием зарубежного опыта, качественных отделочных материалов;
  • улучшенная звуко- и виброизоляция;
  • беспроводной доступ в интернет;
  • переговорные устройства для связи с проводником;
  • полноценная зона самообслуживания с вендинговыми аппаратами и пурифайером;
  • трансформируемые столики и индивидуальные сейфы в купе;
  • автоматические сдвижные внутрисалонные двери;
  • покупейное регулирование температуры воздуха;
  • душевая кабина в каждом вагоне.

Вагон-ресторан партии «2020» модель 61-4525

Двухэтажный вагон-ресторан модели 61-4525 спроектирован исходя из всестороннего анализа опыта эксплуатации вагона предыдущей модели – 61-4473.

На первом этаже находятся кухня, моечное отделение и бар, на втором – обеденный зал. Часть оборудования установлена впервые – индукционные плиты, посудомоечные машины. Передачу горячих блюд и использованной посуды между первым и вторым этажами обеспечивает лифт. В санитарной части вагона находятся два экологически чистых туалетных комплекса, душ и зона для раздельного сбора мусора.

Вагон-ресторан предназначен для эксплуатации в составе двухэтажных поездов, сформированных из вагонов нового модельного ряда проекта «2020» — это модели 61-4523 и 61-4524. Впервые в комплектации двухэтажного вагона-ресторана использована пневматическая подвеска. При движении поезда она обеспечивает лучшую плавность хода. В новом вагоне-ресторане впервые предусмотрена возможность проезда пассажиров по билету — все места в обеденном зале на втором этаже выполнены в виде отдельных кресел, имеют номер, сиденья оборудованы подлокотниками, а продольные места имеют поворотный механизм. Также места в обеденном зале оснащены индивидуальными светильниками с возможностью регулировки цвета и яркости освещения, электрическими (220 В) и USB-розетками, беспроводной зарядкой для возможности подзарядки гаджетов, кнопками вызова официанта. В вагоне-ресторане имеются багажные полки и стеллаж для крупногабаритного багажа. Технологическая цепочка установленного оборудования подобрана для реализации Концепции организации общественного питания.

Совершенствование подвижного состава в 2020–2025 годах

В АО «ФПК» ведется постоянная работа по совершенствованию конструкции пассажирских вагонов. При этом особое внимание уделяется потребительским характеристикам пассажирского места.

В Твери проводится работа по созданию новых типов некупейного вагона габарита Т. Созданы макеты и прошли оценку специалистов и потенциальных пассажиров следующие типы планировок вагонов: модульный, капсульный и «елочка».

Сегмент таких вагонов представляет интерес как инновационный и современный.

Лидером в рейтинге исследуемых концептуальных макетов вагонов определен капсульный вагон вместимостью до 56 пассажиров с продольным «шахматным» расположением пассажирских мест – по всем параметрам и критериям оценки как в части функционала, так и в эмоционально-эстетическом плане.

Вместе с тем ни один из исследуемых макетов не соответствует в достаточной мере требованиям современного пассажира и не получил высоких оценок в части удобства сервисного обслуживания.

Наибольшие оценки у исследуемых макетов получили параметры, принципиально не связанные с новым концептом: индивидуальное освещение, столики, шторки, зарядка гаджетов и пр.

При сравнении с традиционным плацкартным вагоном выявлено, что все исследуемые объекты существенно уступают ему по эргономике. Традиционный плацкартный вагон продолжает оставаться востребованным и перспективным для производства при условии внедрения новых материалов и технологических инноваций в части оптимизации пространства и повышения комфорта для пассажиров (шторки, конструкция столиков и лестниц, индивидуальный свет и вентиляция, пространство для размещения багажа).

Капсульные вагоны могут представлять интерес не как замена традиционного вагона открытого типа, а как дополнение к существующим типам вагонов, преимущественно в региональных поездах на ограниченном количестве маршрутов с ночным режимом пропуска, а также они могут заинтересовать пассажиров, путешествующих с детьми, не занимающими отдельного места.

Учитывая высокие финансовые риски запуска вагонов нового типа в масштабах сети, рассматривается возможность доработки макета с учетом результатов проведенной оценки с последующим повторным тестированием опытных вагонов, по итогам которого можно будет принять решение об их возможной закупке и тестовой эксплуатации.

Улучшение характеристик вагонов

Помимо закупки нового подвижного состава, АО «ФПК» модернизирует и улучшает оснащение вагонов, построенных ранее.

В 2019 году была внедрена новая концепция для плацкартного вагона. Вагоны из новой партии были переделаны из традиционных серийных вагонов при проведении капитально-восстановительного ремонта.

Главное отличие новой концепции – возможность организации личного пространства для каждого пассажира за счет перегородок, установленных вдоль прохода, и индивидуальных шторок. В обновленном плацкартном вагоне предусмотрен принцип модульной замены деталей интерьера, что позволяет сократить время ремонта и удешевить процесс восстановления, а также менять интерьер в течение срока службы вагона.

В 2020–2021 годах Компания продолжила пополнять парк обновленными плацкартными вагонами. Был выполнен капитально-восстановительный ремонт 67 вагонов данного типа.

На основании положительного опыта реализации проекта по капитально-восстановительному ремонту плацкартных вагонов с обновленным интерьером был разработан проект обновленного интерьера для купейных вагонов 47К, подлежащих капитально-восстановительному ремонту. Все новации, успешно примененные в плацкартном вагоне, также были использованы для купейного вагона.

В 2021–2022 годах реализована Программа по капитально-восстановительному ремонту 274 купейных вагонов с новым интерьером.

Для реализации туристического направления обслуживания пассажиров в 2020–2022 годах были подготовлены стилизованные вагоны для поездов «Рускеальский экспресс», «Уральский экспресс» и «Сочи». Для поезда «Рускеальский экспресс» за основу был взят интерьер вагонов «Николаевский экспресс», вагоны для ретропоездов «Сочи» и «Уральский экспресс» выполнены в ретростилистике СССР периода 1970–1980-х годов. Все вагоны созданы по передовым технологиям и оснащены современным оборудованием.

В рамках реализации новой концепции питания в 2022 году проведена работа по дооснащению пяти одноэтажных вагонов-ресторанов кухонным пространством: установлены микроволновые печи, профессиональные хлебопекарные печи, посудомоечные машины, дополнительные информационные магистрали, кофемашины, тепловые полки, доработано кухонное пространство раздачи и сервировки блюд. В рамках реализации вышеуказанной концепции проведен капитально-восстановительный ремонт четырех штабных вагонов, в которых установлены холодильники, соковыжималки, произведена установка нового комплекта электрооборудования, вагоны оборудованы жидкостным отоплением, купе для лиц с ограниченными возможностями с комплектом мебели для инвалидов, буфет с комплектом мебели, микроволновые печи и другое оборудование.

Производится установка экологически чистых туалетов. В 2022 году доля вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха, увеличилась на 1,3 %, экологически чистыми туалетными комплексами – на 2,5 % от приписного парка.

Розетка

Сравнительные данные по наличию вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами

Доля вагонов с экологически чистыми туалетными комплексами, % от приписного парка
Доля вагонов с установками кондиционирования воздуха, % от приписного парка

Розетками для зарядки гаджетов оборудованы 13 611 вагонов (89 % парка).

Завершен проект по оснащению фирменных поездов АО «ФПК» высокоскоростной информационной магистралью. Всего оборудовано 7 462 вагона. Магистраль используется для предоставления пассажирам доступа к мультимедийному порталу «Попутчик», а также для технических целей – работы системы контроля и диагностики вагонного оборудования, системы видеонаблюдения, системы контроля посадки пассажиров.

Планируется использовать магистраль также для обеспечения сотрудников поездной бригады голосовой связью и внедрения ПО, заменяющего используемое в настоящее время оборудование системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда.

Производится установка обеззараживателей воды и воздуха, доля вагонов с такими установками составляет 40,2 и 50,6 % соответственно.

В вагонах для перевозки пассажиров деревянные оконные рамы практически полностью заменены на алюминиево-пластиковые.

Перечень поездов, имеющих безальтернативные участки на маршруте следования, в графике движения поездов на 2022/2023 год
№ п/п Поезд Сообщение
ФПКФ ДВОСТ
1 № 325/326 Хабаровск – Нерюнгри
2 № 351/352 Владивосток – Советская Гавань
3 № 363/364 Тында – Комсомольск-на-Амуре
4 № 663/664 Хабаровск – Чегдомын
ФПКФ ВСИБ
5 № 67/68 Абакан – Москва
6 № 77/78 Абакан – Москва
7 № 124/124 Абакан – Красноярск
8 № 362/361 Иркутск – Наушки (с прицепными вагонами Иркутск – Улан-Удэ)
9 № 381/382 Северобайкальск – Улан-Удэ
10 № 601/602 Приаргунск – Чита
11 № 606/605 Красноярск – Карабула
ФПКФ ЗСИБ
12 № 109/110 Омск – Рубцовск
13 № 347/348 Барнаул – Северобайкальск
14 № 602/601 Бийск – Томск
15 № 609/610 Томск – Новокузнецк
16 № 635/636 Томск – Белый Яр
ФПКФ УР
17 № 127/128 Екатеринбург – Приобье
18 № 603/604 Екатеринбург – Соликамск
19 № 609/610 Устье-Аха – Екатеринбург
ФПКФ ГОР
20 № 51/52 Нижний Новгород – Ижевск
21 № 377/378 Казань – Новый Уренгой
22 № 379/380 Москва – Первомайск/Берещино
23 № 397/398 Киров – Казань
ФПКФ ПРИВ
24 № 379/380 Камышин – Москва
ФПКФ КБШ
25 № 675/676 Уфа – Сибай
ФПКФ СКАВ
26 № 677/678 Новороссийск – Владикавказ
ФПКФ МОСК
27 № 85/86 Москва – Климов
28 № 141/142 Москва – Курск
29 № 602/601 Москва – Рыбинск
30 № 687/688 Ставрополь – Кавказская (подкат вагонов под сообщение Ставрополь – Москва)
ФПКФ СЗАП
31 № 9/10 Москва – Псков
32 № 53/54 Усинск – Сыктывкар
33 № 77/78 Воркута – Санкт-Петербург
34 № 87/88 Санкт-Петербург – Смоленск
35 № 143/144 Ярославль – Мурманск
36 № 305/306 Усинск – Сыктывкар
37 № 350/682 – 681/349 Санкт-Петербург – Костомукша
38 № 375/376 Воркута – Москва
39 № 371/371 Котлас – Архангельск
40 № 609/610 Сонково – Санкт-Петербург
41 № 653/653 Лабытнанги – Воркута
42 № 662/661 Кинешма – Москва
43 № 667/668 Карпогоры – Архангельск
44 № 677/678 Кослан – Сыктывкар
45 № 677/677 Санкт-Петербург – Великие Луки
46 № 680/679 Петрозаводск – Костомукша
47 № 691/692 Усинск – Печора (подкат под беспересадочные вагоны Адлер – Усинск)

Организационная структура

Организационная структура АО «ФПК» включает аппарат управления, 10 центров, 10 региональных филиалов, а также шесть дочерних и иных обществ с участием АО «ФПК». В состав региональных филиалов входят 22 пассажирских вагонных депо, 37 вагонных участков, 10 железнодорожных агентств, Центр организации перевозок транспортных средств.

Среднесписочная численность сотрудников Компании составляет 50,5 тыс. человек. Парк подвижного состава АО «ФПК» насчитывает 16,1 тыс. вагонов, которые курсируют в составе 479 пар поездов. Средний возраст парка – 17 лет.

Вагон