Активы Компании
Структура и динамика активов
Основным активом АО «ФПК» является пассажирский подвижной состав (90 % активов). На конец 2022 года инвентарный парк Компании составил свыше 16 тыс. вагонов.
Текущее состояние парка пассажирских вагонов
Подвижной состав АО «ФПК» высоко неоднороден:
- по типам вагонов и возрасту (средний возраст – около 17 лет);
- износу – около 54 %;
- оборудованию кондиционерами – 89,5 % парка;
- оборудованию экологически чистыми туалетами – около 82 % парка.
Одним из основных показателей, дающих представление о техническом состоянии парка пассажирских вагонов, является их средний возраст, который по состоянию на 31 декабря 2022 г. составлял 17,3 года.
Подвижной состав с улучшенными характеристиками
Для обеспечения растущего числа перевозок пассажиров, сокращения времени поездки, а также в целях снижения ее стоимости АО «ФПК» приобретает вагоны с новыми техническими характеристиками и улучшенным внутренним интерьером. Весь новый подвижной состав оборудуется экологически чистыми туалетными комплексами, установками кондиционирования воздуха.
Двухэтажные вагоны
Главным преимуществом двухэтажного вагона является его повышенная пассажировместимость. Это позволяет перевезти большее количество пассажиров на маршрутах с высоким пассажиропотоком, прежде всего на южных – «курортных» – направлениях. Двухэтажные вагоны по своим показателям комфорта и оснащенности не уступают современным традиционным вагонам, а по многим параметрам даже их превосходят.
В зависимости от класса в двухэтажных вагонах оборудованы двухместные или четырехместные купе. Вагоны оснащены двумя установками кондиционирования и отопления, что позволяет постоянно поддерживать комфортный микроклимат. Экологически чистый туалетный комплекс с тремя туалетными кабинами позволяет пользоваться ими на стоянках и в курортных зонах. Беззазорные сцепные устройства и герметизированные межвагонные переходы позволили снизить уровень шума и вибраций в вагоне и повысить безопасность пассажиров при переходе из вагона в вагон. Не забыты и инвалиды – в одном из вагонов каждого поезда (в штабном) установлены специальные подъемники для посадки инвалидов-колясочников с низких платформ и оборудованы специальное купе и туалет.
Помимо вагонов купейного типа с двухместными и четырехместными купе, в состав, курсирующий сообщением Москва – Воронеж, включены двухэтажные вагоны с креслами для сидения со стандартным и улучшенным интерьерами. Двухэтажный вагон с креслами для сидения создан в Российской Федерации. Одним из ключевых отличий этого подвижного состава является применение впервые в истории российского вагоностроения радиусных окон для остекления второго этажа.
Вагоны оборудованы новыми, современными беззазорными сцепными устройствами жесткого типа и герметизированными межвагонными переходами. Для слабовидящих пассажиров надписи в вагонах продублированы шрифтом Брайля.
Вагоны типа РИЦ
Спальный вагон типа РИЦ модели 61-4476 (WLABmz) предназначен для международного сообщения в пределах Международного союза железных дорог (фр. Union Internationale des Chemins de fer, UIC) (ширина колеи – 1 435 мм) и в европейской части Российской Федерации, странах СНГ и странах Балтийских государств (ширина колеи – 1 520 мм).
Вагон соответствует требованиям обязательных стандартов Российской Федерации (ГОСТ, НБ ЖТ) и Европейского сообщества (Technical specifications for interoperability, TSI; European Norm, EN, UIC) по техническому и конструктивному исполнению, а также по внешнему и внутреннему дизайну.
Переход между сетями железных дорог с различной шириной колеи осуществляется путем замены тележек с использованием имеющихся объектов инфраструктуры на устройствах для перехода с одной колеи на другую (пункт подготовки вагонов – Брест).
Максимальная эксплуатационная скорость составляет 200 км/ч на колее 1 435 мм и 160 км/ч на колее 1 520 мм.
«Вагон 2019»
Вагоны эксплуатируются в поездах формирования всех филиалов.
Разработка модельного ряда «Вагон 2019»: модели
Характерные черты вагонов нового модельного ряда:
- применение концепции малолюдных технологий обслуживания пассажиров с размещением одного служебного отделения на два вагона;
- исключение нерабочих тамбуров обоих вагонов с одновременным формированием новых зон дополнительного комфорта для пассажиров (душевая кабина, многофункциональная сервисная зона с вендинговыми аппаратами, пурифайером для приготовления и раздачи охлажденной и горячей питьевой воды и другим оборудованием).
Вагоны включаются в состав поезда парами: один вагон со служебным отделением плюс один вагон без служебного отделения.
К конструкционным особенностям вагонов нового модельного ряда также относятся:
- применение герметизированных межвагонных переходов;
- полностью светодиодное освещение;
- наличие электрических (220 В) и USB-розеток у каждого спального места;
- сенсорные краны умывальников, электрические сушилки для рук и пеленальные столики в туалетах;
- трансформируемые столики и индивидуальные сейфы для каждого пассажира в купейных вагонах;
- автоматические сдвижные внутрисалонные двери;
- обновленный дизайн интерьера.
Штабной вагон оборудован купе для размещения двух инвалидов-колясочников и сопровождающих, специальным туалетом с душем, а также подъемниками, расположенными в нерабочем тамбуре. Купе для инвалида оснащено информационным табло: демонстрируемая на нем информация при нажатии кнопки воспроизводится голосом.
Новые типы вагонов
Вагон пассажирский двухэтажный купейный со спальными местами.
Модель 61-4465
- Экологически чистый туалетный комплекс
- Установка кондиционирования воздуха
- Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
- Система аудио- и видеотрансляции
Скоростной поезд
«Ласточка» (Desiro RUS)
- Экологически чистый туалетный комплекс
- Установка кондиционирования воздуха – отдельные установки в каждой кабине и каждом пассажирском салоне
- Устройство для входа/выхода пассажиров у низких (220 мм) платформ – выдвижные ступеньки
- Система пассивной безопасности пассажиров
- Напольные стеллажи для крупногабаритной ручной клади
Вагон пассажирский спальный для международных сообщений типа RIC.
Модель 61-4476
- Экологически чистый туалетный комплекс, в том числе душ
- Климатическая система (отопление, вентиляция, охлаждение)
- Система водоснабжения
- Светильники для чтения
- Штепсельные розетки для зарядки мобильных телефонов и ноутбуков
- Громкоговоритель с регулятором громкости
Вагон пассажирский с местами для сидения.
Модель 61-4458
- Экологически чистый туалетный комплекс
- Установка кондиционирования воздуха
- Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
- Система аудио- и видеотрансляции
- Кнопки сигнализации для вызова проводника
Вагон пассажирский двухэтажный купейный с местами для сидения.
Модель 61-4465
- Экологически чистый туалетный комплекс
- Установка кондиционирования воздуха
- Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
- Система аудио- и видеотрансляции
Вагон двухэтажный с местами для сидения.
Модель 61-4492
- Экологически чистый туалетный комплекс
- Система кондиционирования и обеззараживания воздуха
- Информационные табло
- Система аудио- и видеотрансляции
- Система пожарной сигнализации
- Система контроля безопасности и связи поезда
Вагон пассажирский купейный, предназначенный для состава поезда постоянного формирования.
Модель 61-4462
- Экологически чистый туалетный комплекс
- Установка кондиционирования воздуха
- Аппарат охлаждения питьевой воды (кулер)
- Система аудио- и видеотрансляции
Вагон пассажирский некупейный.
Модель 61-4447
- Экологически чистый туалетный комплекс
- Установка кондиционирования воздуха
- Установка пожаротушения с использованием запаса воды из системы водоснабжения
«Вагон 2019»
- Двухвагонный сцеп: переход на малолюдные технологии обслуживания в пути (одна бригада проводников на два вагона); функциональное использование пространства вагона (сервисные зоны и душевые комнаты)
- Однотамбурный кузов: снижение трудоемкости обслуживания оборудования вагона
- Светодиодное освещение: снижение энергопотребления – сокращение эксплуатационных расходов
- Независимая работа экологически чистых туалетных комплексов: обеспечение бесперебойной работоспособности туалетных модулей – увеличение надежности оборудования
«Вагон 2020» модель 61-4523
«Вагон 2020» – новая разработка двухэтажных вагонов. Особенности проекта:
- применение двухвагонного сцепа;
- использование увеличенного габарита подвижного состава Тпр с верхним очертанием по линии а-б-б1-а2 по ГОСТ 9238-2013, повышающего комфорт проезда пассажира на верхних местах второго этажа вагона за счет увеличения расстояния от полки до потолка;
- обновленный интерьер и современный дизайн;
- тележка с системой пневматического подвешивания кузова (улучшение плавности хода и комфорта для пассажиров);
- система нового поколения для диагностики предотказного состояния вагона (контроль механических параметров, передача данных в реальном времени в ситуационный центр, увеличение интервалов проведения ТО-1 до достижения пробега 10 тыс. км);
- малолюдные технологии обслуживания пассажиров в пути с размещением одного служебного купе на два вагона (повышение производительности труда поездной бригады).
Дополнительный комфорт для пассажиров в вагоне обеспечат:
- современный дизайн, разработанный с использованием зарубежного опыта, качественных отделочных материалов;
- улучшенная звуко- и виброизоляция;
- беспроводной доступ в интернет;
- переговорные устройства для связи с проводником;
- полноценная зона самообслуживания с вендинговыми аппаратами и пурифайером;
- трансформируемые столики и индивидуальные сейфы в купе;
- автоматические сдвижные внутрисалонные двери;
- покупейное регулирование температуры воздуха;
- душевая кабина в каждом вагоне.
Вагон-ресторан партии «2020» модель 61-4525
Двухэтажный вагон-ресторан модели 61-4525 спроектирован исходя из всестороннего анализа опыта эксплуатации вагона предыдущей модели – 61-4473.
На первом этаже находятся кухня, моечное отделение и бар, на втором – обеденный зал. Часть оборудования установлена впервые – индукционные плиты, посудомоечные машины. Передачу горячих блюд и использованной посуды между первым и вторым этажами обеспечивает лифт. В санитарной части вагона находятся два экологически чистых туалетных комплекса, душ и зона для раздельного сбора мусора.
Вагон-ресторан предназначен для эксплуатации в составе двухэтажных поездов, сформированных из вагонов нового модельного ряда проекта «2020» — это модели
Совершенствование подвижного состава в 2020–2025 годах
В АО «ФПК» ведется постоянная работа по совершенствованию конструкции пассажирских вагонов. При этом особое внимание уделяется потребительским характеристикам пассажирского места.
В Твери проводится работа по созданию новых типов некупейного вагона габарита Т. Созданы макеты и прошли оценку специалистов и потенциальных пассажиров следующие типы планировок вагонов: модульный, капсульный и «елочка».
Сегмент таких вагонов представляет интерес как инновационный и современный.
Лидером в рейтинге исследуемых концептуальных макетов вагонов определен капсульный вагон вместимостью до 56 пассажиров с продольным «шахматным» расположением пассажирских мест – по всем параметрам и критериям оценки как в части функционала, так и в эмоционально-эстетическом плане.
Вместе с тем ни один из исследуемых макетов не соответствует в достаточной мере требованиям современного пассажира и не получил высоких оценок в части удобства сервисного обслуживания.
Наибольшие оценки у исследуемых макетов получили параметры, принципиально не связанные с новым концептом: индивидуальное освещение, столики, шторки, зарядка гаджетов и пр.
При сравнении с традиционным плацкартным вагоном выявлено, что все исследуемые объекты существенно уступают ему по эргономике. Традиционный плацкартный вагон продолжает оставаться востребованным и перспективным для производства при условии внедрения новых материалов и технологических инноваций в части оптимизации пространства и повышения комфорта для пассажиров (шторки, конструкция столиков и лестниц, индивидуальный свет и вентиляция, пространство для размещения багажа).
Капсульные вагоны могут представлять интерес не как замена традиционного вагона открытого типа, а как дополнение к существующим типам вагонов, преимущественно в региональных поездах на ограниченном количестве маршрутов с ночным режимом пропуска, а также они могут заинтересовать пассажиров, путешествующих с детьми, не занимающими отдельного места.
Учитывая высокие финансовые риски запуска вагонов нового типа в масштабах сети, рассматривается возможность доработки макета с учетом результатов проведенной оценки с последующим повторным тестированием опытных вагонов, по итогам которого можно будет принять решение об их возможной закупке и тестовой эксплуатации.
Улучшение характеристик вагонов
Помимо закупки нового подвижного состава, АО «ФПК» модернизирует и улучшает оснащение вагонов, построенных ранее.
В 2019 году была внедрена новая концепция для плацкартного вагона. Вагоны из новой партии были переделаны из традиционных серийных вагонов при проведении капитально-восстановительного ремонта.
Главное отличие новой концепции – возможность организации личного пространства для каждого пассажира за счет перегородок, установленных вдоль прохода, и индивидуальных шторок. В обновленном плацкартном вагоне предусмотрен принцип модульной замены деталей интерьера, что позволяет сократить время ремонта и удешевить процесс восстановления, а также менять интерьер в течение срока службы вагона.
В 2020–2021 годах Компания продолжила пополнять парк обновленными плацкартными вагонами. Был выполнен капитально-восстановительный ремонт 67 вагонов данного типа.
На основании положительного опыта реализации проекта по капитально-восстановительному ремонту плацкартных вагонов с обновленным интерьером был разработан проект обновленного интерьера для купейных вагонов 47К, подлежащих капитально-восстановительному ремонту. Все новации, успешно примененные в плацкартном вагоне, также были использованы для купейного вагона.
В 2021–2022 годах реализована Программа по капитально-восстановительному ремонту 274 купейных вагонов с новым интерьером.
Для реализации туристического направления обслуживания пассажиров в 2020–2022 годах были подготовлены стилизованные вагоны для поездов «Рускеальский экспресс», «Уральский экспресс» и «Сочи». Для поезда «Рускеальский экспресс» за основу был взят интерьер вагонов «Николаевский экспресс», вагоны для ретропоездов «Сочи» и «Уральский экспресс» выполнены в ретростилистике СССР периода 1970–1980-х годов. Все вагоны созданы по передовым технологиям и оснащены современным оборудованием.
В рамках реализации новой концепции питания в 2022 году проведена работа по дооснащению пяти одноэтажных вагонов-ресторанов кухонным пространством: установлены микроволновые печи, профессиональные хлебопекарные печи, посудомоечные машины, дополнительные информационные магистрали, кофемашины, тепловые полки, доработано кухонное пространство раздачи и сервировки блюд. В рамках реализации вышеуказанной концепции проведен капитально-восстановительный ремонт четырех штабных вагонов, в которых установлены холодильники, соковыжималки, произведена установка нового комплекта электрооборудования, вагоны оборудованы жидкостным отоплением, купе для лиц с ограниченными возможностями с комплектом мебели для инвалидов, буфет с комплектом мебели, микроволновые печи и другое оборудование.
Производится установка экологически чистых туалетов. В 2022 году доля вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха, увеличилась на 1,3 %, экологически чистыми туалетными комплексами – на 2,5 % от приписного парка.
Сравнительные данные по наличию вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами
Розетками для зарядки гаджетов оборудованы 13 611 вагонов (89 % парка).
Завершен проект по оснащению фирменных поездов АО «ФПК» высокоскоростной информационной магистралью. Всего оборудовано 7 462 вагона. Магистраль используется для предоставления пассажирам доступа к мультимедийному порталу «Попутчик», а также для технических целей – работы системы контроля и диагностики вагонного оборудования, системы видеонаблюдения, системы контроля посадки пассажиров.
Планируется использовать магистраль также для обеспечения сотрудников поездной бригады голосовой связью и внедрения ПО, заменяющего используемое в настоящее время оборудование системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда.
Производится установка обеззараживателей воды и воздуха, доля вагонов с такими установками составляет 40,2 и 50,6 % соответственно.
В вагонах для перевозки пассажиров деревянные оконные рамы практически полностью заменены на алюминиево-пластиковые.
Организационная структура
Организационная структура АО «ФПК» включает аппарат управления, 10 центров, 10 региональных филиалов, а также шесть дочерних и иных обществ с участием АО «ФПК». В состав региональных филиалов входят 22 пассажирских вагонных депо, 37 вагонных участков, 10 железнодорожных агентств, Центр организации перевозок транспортных средств.
Среднесписочная численность сотрудников Компании составляет 50,5 тыс. человек. Парк подвижного состава АО «ФПК» насчитывает 16,1 тыс. вагонов, которые курсируют в составе 479 пар поездов. Средний возраст парка – 17 лет.