Обзор рынка

Основные показатели развития экономикиДанные Росстата.1 % к соответствующему периоду предыдущего года
Показатель 12 месяцев 2022 года
ВВП 97,9
Индекс потребительских цен 113,8
Инвестиции в основной капиталДевять месяцев 2022 года к девяти месяцам 2021 года.2 105,9
Уровень безработицы 3,9
Оборот розничной торговли 93,3
Объем платных услуг населению 103,2
Основные показатели развития экономикиДанные Росстата.1 % к соответствующему периоду предыдущего года
Показатель 12 месяцев 2022 года

По данным Росстата, объем ВВП России за 2022 год, по первой оценке, составил 97,9 %относительно 2021 года. Индекс «дефлятор ВВП» за 2022 год по отношению к ценам 2021 года составил 114,3 %.

По итогам 2022 года наблюдалось снижение потребительской активности. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населения составил –4,1 % г/г от уровня прошлого года.

Ситуация на рынке труда стабильная. По итогам 2022 года среднегодовой уровень безработицы составил 3,9 % (4,8 % за 2021 год). В декабре, как и месяцем ранее, показатель остался на историческом минимуме – 3,7 % от рабочей силы.

В отчетном периоде индекс потребительских цен составил 113,8 % (годом ранее – 106,7 %), уровень оборота розничной торговли снизился до 93,3 % (годом ранее – 107,8 %), объем платных услуг населению – до 103,2 % (годом ранее – 116,7 %).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в ноябре 2022 года выросла на 12,3 % по сравнению с соответствующим периодом 2021 года и составила 63 060 руб.

Обзор рынка

Российский транспортный рынок

Основными конкурентами АО «ФПК» на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании являются авиаперевозчики, автобусные перевозчики и личный автотранспорт. За последние годы произошло существенное усиление конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок. В результате развития авиации, увеличения парка личных автомобилей, развития современных сервисов по совместному использованию транспортных средств, активной реализации мер государственной поддержки по развитию региональной авиации, строительства и реконструкции новых автодорог и аэропортов железнодорожный транспорт перестал занимать доминирующее положение на рынке дальних пассажирских перевозок.

Структура рынка пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении, %
31,27,061,8Воздушный транспортЖелезнодорожный транспорт29,15,265,7Автобусный транспорт35,75,259,1202220212020
Перевозчик 2020 2021 2022
Железнодорожный, в том числе: 31,2 29,1 35,7
АО «ФПК» 27,7 26,0 31,1
ДОСС 1,8 1,7 1,8
ЗАО «ТКС» 0,3
АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» 1,0 1,2 2,4
Другие 0,4 0,2 0,4

Источники: железнодорожный транспорт — статистическая отчетность ЦО-33, ЦО-32, воздушный транспорт — Федеральное агентство воздушного транспорта и экспертная оценка по данным Росавиации, автобусный транспорт — экспертная оценка по данным Росстата

Увеличение доли пассажирооборота железнодорожного транспорта с 29,1 % по итогам 2021 года до 35,7 % по итогам 2022 года связано с ситуацией на рынке пассажирских перевозок, а именно с сокращением числа воздушных судов и закрытием ряда аэропортов с 24 февраля 2022 г. на юге России в связи с проведением специальной военной операции.

Бюджетом АО «ФПК» в 2023 году запланирован рост пассажирооборота на 1,9 % относительно уровня 2022 года, количества перевезенных пассажиров – на 1,6 %.

Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. №1693-р) на 2023 год предусмотрен рост объемов перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях на 1,2 % к уровню 2022 года.

Средняя дальность перевозок во внутригосударственном сообщении поездами АО «ФПК» за 12 месяцев 2022 года увеличилась на 2,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составила 846 км, что привело к опережающему росту пассажирооборота по сравнению с ростом количества отправленных пассажиров (2,6 п. п.).

На сегодняшний день АО «ФПК» является лидером на рынке железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, однако наблюдается рост внутренней конкуренции с такими перевозчиками, как ДОСС и АО ТК «Гранд Сервис Экспресс».

Доля АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении среди российских железнодорожных перевозчиков за 2022 год составила 87,1 %, что несущественно (на 2,0 п. п.) ниже показателя за аналогичный период 2021 года.

Расширение маршрутной сети на направлениях, где отсутствует сообщение поездами формирования АО «ФПК», и скоростные преимущества подвижного состава конкурентов являются основными причинами снижения доли АО «ФПК» в объеме перевозок железнодорожным транспортом.

Международный транспортный рынок

В марте 2020 года для противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по согласованию с иностранными железнодорожными администрациями было приостановлено курсирование всех международных пассажирских поездов.

До введения ограничений в 2020 году АО «ФПК» обеспечивало перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 23 страны Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдову, Беларусь, Абхазию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Азербайджан.

В 2022 году АО «ФПК» осуществляло перевозки пассажиров между следующими странами:

  • Российская Федерация и Республика Беларусь. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 2 459,9 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Республика Абхазия. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 358,9 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Республика Казахстан. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 154,3 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Республика Узбекистан. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 71,9 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Монголия. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 20,6 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Республика Таджикистан. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 15,2 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Киргизская Республика. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 8,9 тыс. пассажиров.

Всего по итогам 2022 года в международном сообщении было перевезено 3 089,7 тыс. пассажиров, что составило 176,5 % к уровню 2021 года, в том числе в сообщении со странами СНГ и Балтии – 2 710,2 тыс. пассажиров (188,4 % к уровню 2021 года), с Абхазией – 358,9 тыс. пассажиров (115,1 % к уровню 2021 года), с Монголией – 20,6 тыс. пассажиров.

Динамика объема перевезенных пассажиров в международном сообщении, млн человек
20193 месяца2020202120223,11,81,26,5

Компании – аналоги АО «ФПК»

Показатель АО «ФПК» DB Fernverkehr (ФРГ) SNCF VoyageursДанные представлены по транспортному предприятию TGV-INTERCITÉS, управляющему поездами дальнего следования во Франции.3 (Франция)
2021 2022 Темп роста, % 2021 2022 Темп роста, % 2021 2022 Темп роста, %
Количество перевезенных пассажиров, млн человек 81,2 95,9 18 81,9 132,0 61 104,9 105,4 0
Доходы, млрд евро 2,2 3,5 61 2,9 5,0 71 5,4 8,5 59

DB Fernverkehr (Германия)

DB Fernverkehr – бизнес-единица в группе Deutsche Bahn, осуществляющая национальные скоростные и международные пассажирские перевозки в поездах дальнего следования.

Ремонтная деятельность, сервис, управление подвижным составом, коммуникации и ИТ-деятельность осуществляются специализированными компаниями группы Deutsche Bahn.

SNCF Voyageurs, бизнес-блок – TGV-INTERCITÉS (Франция)

TGV-INTERCITÉS – бизнес-блок пассажирского подразделения холдинга SNCF – SNCF Voyageurs, специализирующийся на перевозках пассажиров в поездах дальнего следования во Франции и других странах Европы.

Ремонтная деятельность, сервис, управление подвижным составом, коммуникации и ИТ-деятельность осуществляются специализированными компаниями группы SNCF Voyageurs.

АО «ФПК» (Россия)

В отличие от названных выше компаний деятельность АО «ФПК» включает большинство существенных бизнес-процессов: приобретение, обслуживание и ремонт подвижного состава, организацию продаж, сбор доходов, управление и администрирование, коммуникации и ИТ-деятельность. АО «ФПК» имеет 10 региональных филиалов, разветвленную сеть депо и вагонных участков и персонал, обеспечивающий все бизнес-процессы.

1 Данные Росстата.

2 Девять месяцев 2022 года к девяти месяцам 2021 года.

3 Данные представлены по транспортному предприятию TGV-INTERCITÉS, управляющему поездами дальнего следования во Франции.

1 Данные Росстата.