Обзор рынка

Основные показатели развития экономикиДанные Росстата. % к соответствующему периоду предыдущего года
Показатель 12 месяцев 2022 года
ВВП 97,9
Индекс потребительских цен 113,8
Инвестиции в основной капиталДевять месяцев 2022 года к девяти месяцам 2021 года. 105,9
Уровень безработицы 3,9
Оборот розничной торговли 93,3
Объем платных услуг населению 103,2

По данным Росстата, объем ВВП России за 2022 год, по первой оценке, составил 97,9 %относительно 2021 года. Индекс «дефлятор ВВП» за 2022 год по отношению к ценам 2021 года составил 114,3 %.

По итогам 2022 года наблюдалось снижение потребительской активности. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населения составил –4,1 % г/г от уровня прошлого года.

Ситуация на рынке труда стабильная. По итогам 2022 года среднегодовой уровень безработицы составил 3,9 % (4,8 % за 2021 год). В декабре, как и месяцем ранее, показатель остался на историческом минимуме – 3,7 % от рабочей силы.

В отчетном периоде индекс потребительских цен составил 113,8 % (годом ранее – 106,7 %), уровень оборота розничной торговли снизился до 93,3 % (годом ранее – 107,8 %), объем платных услуг населению – до 103,2 % (годом ранее – 116,7 %).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в ноябре 2022 года выросла на 12,3 % по сравнению с соответствующим периодом 2021 года и составила 63 060 руб.

Обзор рынка

Российский транспортный рынок

Основными конкурентами АО «ФПК» на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании являются авиаперевозчики, автобусные перевозчики и личный автотранспорт. За последние годы произошло существенное усиление конкуренции на рынке дальних пассажирских перевозок. В результате развития авиации, увеличения парка личных автомобилей, развития современных сервисов по совместному использованию транспортных средств, активной реализации мер государственной поддержки по развитию региональной авиации, строительства и реконструкции новых автодорог и аэропортов железнодорожный транспорт перестал занимать доминирующее положение на рынке дальних пассажирских перевозок.

Структура рынка пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении, %
Перевозчик 2020 2021 2022
Железнодорожный, в том числе: 31,2 29,1 35,7
АО «ФПК» 27,7 26,0 31,1
ДОСС 1,8 1,7 1,8
ЗАО «ТКС» 0,3
АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» 1,0 1,2 2,4
Другие 0,4 0,2 0,4

Источники: железнодорожный транспорт — статистическая отчетность ЦО-33, ЦО-32, воздушный транспорт — Федеральное агентство воздушного транспорта и экспертная оценка по данным Росавиации, автобусный транспорт — экспертная оценка по данным Росстата

Увеличение доли пассажирооборота железнодорожного транспорта с 29,1 % по итогам 2021 года до 35,7 % по итогам 2022 года связано с ситуацией на рынке пассажирских перевозок, а именно с сокращением числа воздушных судов и закрытием ряда аэропортов с 24 февраля 2022 г. на юге России в связи с проведением специальной военной операции.

Бюджетом АО «ФПК» в 2023 году запланирован рост пассажирооборота на 1,9 % относительно уровня 2022 года, количества перевезенных пассажиров – на 1,6 %.

Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. №1693-р) на 2023 год предусмотрен рост объемов перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях на 1,2 % к уровню 2022 года.

Средняя дальность перевозок во внутригосударственном сообщении поездами АО «ФПК» за 12 месяцев 2022 года увеличилась на 2,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составила 846 км, что привело к опережающему росту пассажирооборота по сравнению с ростом количества отправленных пассажиров (2,6 п. п.).

На сегодняшний день АО «ФПК» является лидером на рынке железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, однако наблюдается рост внутренней конкуренции с такими перевозчиками, как ДОСС и АО ТК «Гранд Сервис Экспресс».

Доля АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении среди российских железнодорожных перевозчиков за 2022 год составила 87,1 %, что несущественно (на 2,0 п. п.) ниже показателя за аналогичный период 2021 года.

Расширение маршрутной сети на направлениях, где отсутствует сообщение поездами формирования АО «ФПК», и скоростные преимущества подвижного состава конкурентов являются основными причинами снижения доли АО «ФПК» в объеме перевозок железнодорожным транспортом.

Международный транспортный рынок

В марте 2020 года для противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по согласованию с иностранными железнодорожными администрациями было приостановлено курсирование всех международных пассажирских поездов.

До введения ограничений в 2020 году АО «ФПК» обеспечивало перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях в 23 страны Европы и Азии: Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, КНДР, Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Молдову, Беларусь, Абхазию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Азербайджан.

В 2022 году АО «ФПК» осуществляло перевозки пассажиров между следующими странами:

  • Российская Федерация и Республика Беларусь. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 2 459,9 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Республика Абхазия. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 358,9 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Республика Казахстан. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 154,3 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Республика Узбекистан. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 71,9 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Монголия. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 20,6 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Республика Таджикистан. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 15,2 тыс. пассажиров;
  • Российская Федерация и Киргизская Республика. Объем перевезенных пассажиров за 2022 год составил 8,9 тыс. пассажиров.

Всего по итогам 2022 года в международном сообщении было перевезено 3 089,7 тыс. пассажиров, что составило 176,5 % к уровню 2021 года, в том числе в сообщении со странами СНГ и Балтии – 2 710,2 тыс. пассажиров (188,4 % к уровню 2021 года), с Абхазией – 358,9 тыс. пассажиров (115,1 % к уровню 2021 года), с Монголией – 20,6 тыс. пассажиров.

Динамика объема перевезенных пассажиров в международном сообщении, млн человек

Компании – аналоги АО «ФПК»

Показатель АО «ФПК» DB Fernverkehr (ФРГ) SNCF VoyageursДанные представлены по транспортному предприятию TGV-INTERCITÉS, управляющему поездами дальнего следования во Франции. (Франция)
2021 2022 Темп роста, % 2021 2022 Темп роста, % 2021 2022 Темп роста, %
Количество перевезенных пассажиров, млн человек 81,2 95,9 18 81,9 132,0 61 104,9 105,4 0
Доходы, млрд евро 2,2 3,5 61 2,9 5,0 71 5,4 8,5 59

DB Fernverkehr (Германия)

DB Fernverkehr – бизнес-единица в группе Deutsche Bahn, осуществляющая национальные скоростные и международные пассажирские перевозки в поездах дальнего следования.

Ремонтная деятельность, сервис, управление подвижным составом, коммуникации и ИТ-деятельность осуществляются специализированными компаниями группы Deutsche Bahn.

SNCF Voyageurs, бизнес-блок – TGV-INTERCITÉS (Франция)

TGV-INTERCITÉS – бизнес-блок пассажирского подразделения холдинга SNCF – SNCF Voyageurs, специализирующийся на перевозках пассажиров в поездах дальнего следования во Франции и других странах Европы.

Ремонтная деятельность, сервис, управление подвижным составом, коммуникации и ИТ-деятельность осуществляются специализированными компаниями группы SNCF Voyageurs.

АО «ФПК» (Россия)

В отличие от названных выше компаний деятельность АО «ФПК» включает большинство существенных бизнес-процессов: приобретение, обслуживание и ремонт подвижного состава, организацию продаж, сбор доходов, управление и администрирование, коммуникации и ИТ-деятельность. АО «ФПК» имеет 10 региональных филиалов, разветвленную сеть депо и вагонных участков и персонал, обеспечивающий все бизнес-процессы.