Инвестиционная деятельность

Инвестиционная политика Компании является элементом реализации Стратегии развития АО «ФПК» и определяет приоритеты, структуру инвестирования, устанавливает критерии инвестиционной привлекательности проектов, направление использования инвестиций и их источники.

Инвестиционная программа АО «ФПК» на 2022–2024 годы утверждена решением Совета директоров АО «ФПК» (протокол от 7 апреля 2022 г. № 16). По итогам работы Компании за I полугодие 2022 года Инвестиционная программа скорректирована и утверждена решением Совета директоров АО «ФПК» (протокол от 27 октября 2022 г. № 7).

Поскольку подвижной состав для АО «ФПК» является основным средством производства, его обновление производится ежегодно для обеспечения бесперебойности производственной деятельности.

Инвестиции и их ранжирование

Проекты, реализуемые АО «ФПК», ранжируются по пяти типам:

  • долгосрочные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием экономического эффекта;
  • экономически эффективные проекты;
  • возмещение выбытия основных средств с наличием технологического эффекта;
  • технологические и социальные проекты.

Проектам присваивается ранг от 0 до 100. Проекты с наибольшим значением ранга имеют более высокий приоритет при включении в Инвестиционную программу.

Структура инвестиций

Основная доля инвестиций АО «ФПК» (39,2 млрд руб., или 96,6 %) в 2022 году была направлена на обновление пассажирского подвижного состава: приобретение новых пассажирских вагонов (30,5 млрд руб.) и модернизацию пассажирского подвижного состава (8,7 млрд руб.).

Инвестиции в размере 1,4 млрд руб., или 3,4 %, были направлены на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.

Структура инвестиционной программы млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021
Приобретение подвижного состава 34,2 26,2 30,5 4,3
Модернизация подвижного состава 11,1 7,7 8,7 1,0
Обновление деповского хозяйства 0,6 0,6 0,7 0,1
Развитие информационных технологий 0,3 0,2 0,6 0,4
Прочие проекты 0,1 0,1 0,1
Итого 46,3 34,8 40,6 5,8

Обновление пассажирского подвижного состава

  • на приобретение новых пассажирских вагонов — 30,5 млрд руб., в том числе:
    • 260 одноэтажных вагонов модельного ряда «2019»,
    • 65 одноэтажных вагонов модельного ряда «2018»,
    • 49 двухэтажных вагонов модельного ряда «2020»,
    • 59 двухэтажных вагонов модельного ряда «2018»;
  • на модернизацию пассажирского подвижного состава – 8,7 млрд руб.

Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечении срока службы.

При формировании программы приобретения вагонов установлены приоритеты в закупке подвижного состава для компенсации выбытия вагонов по сроку службы и обновления вагонов в поездах, генерирующих прибыль. Для реализации этой цели в 2022 году закуплено 325 одноэтажных вагонов, объем вложений составил 17,8 млрд руб.

Кроме того, для перспективных направлений, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки, были приобретены 108 двухэтажных вагонов на сумму 12,7 млрд руб. для организации курсирования поездов по маршрутам Москва – Адлер, Москва – Чебоксары, Москва – Йошкар-Ола, Москва – Ульяновск.

Модернизация пассажирского подвижного состава

Основная доля этих инвестиций (8,2 млрд руб., или 94,3 %) направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта (КВР) с продлением срока службы 140 вагонов и капитального ремонта в объеме КР-2 – 475 вагонов.

Обновление деповского хозяйства

Основными направлениями инвестирования в деповское хозяйство являются:

  • реконструкция производственных мощностей – 0,3 млрд руб.;
  • приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо, – 0,4 млрд руб.

Развитие информационных технологий

Основные направления инвестирования:

  • создание системы безопасности объектов критической информационной инфраструктуры АО «ФПК»;
  • создание цифровой системы управления нештатными ситуациями в АО «ФПК»;
  • создание территориально распределенного программно-технического комплекса для Системы идентификации и обслуживания пассажиров АО «ФПК»;
  • внедрение электронной системы управления очередью;
  • поставка оборудования для трансляции аудиозаписей и регистрации служебных переговоров по поездной радиосвязи и радиотрансляционной сети;
  • поставка сетевого, серверного и периферийного оборудования.

Прочие проекты

Основные направления инвестирования: приобретение оборудования для обеспечения транспортной безопасности, создание конструкторской документации и др.

Приоритетные инвестиции

Инвестиции в клиентоориентированность

На повышение качества своих услуг Компания израсходовала в 2022 году 34,9 млрд руб., в том числе:

  • на сокращение времени в пути и повышение качества и безопасности пассажирских перевозок за счет поставки новой техники, отличающейся высокой экономичностью, лучшими эксплуатационными и потребительскими качествами (приобретены 433 новых пассажирских вагона) – 30,5 млрд руб.;
  • капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов (140 единиц) – 4,4 млрд руб.

Кроме того, на внедрение новых информационных технологий израсходовано 0,6 млрд руб.

Вложения в безопасность

На обеспечение безопасности и качества перевозок в 2022 году направлено 0,6 млрд руб.:

  • на замену оборудования, выбывающего по истечении срока службы, – 0,4 млрд руб.;
  • установку на пассажирские вагоны при плановых видах ремонта новых рам, надрессорных балок и тележек колеи 1 520 мм – 0,2 млрд руб.

Модернизация основных фондов

Для поддержания действующих производственных мощностей по ремонту и обслуживанию вагонов АО «ФПК» на реконструкцию и модернизацию основных фондов в 2022 году направлено 0,3 млрд руб.

Источники финансирования

Источниками финансирования Инвестиционной программы в 2022 году являлись:

Источники финансирования