Финансовая отчетность (по РСБУ)

Финансовые результаты млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021
+/– %
Доходы от основной деятельности 130,9 188,2 250,5 62,3 133,1
Пассажирские перевозки 114,6 166,7 221,0 54,3 132,6
Прочие продажи 16,3 21,5 29,5 8,0 137,2
Расходы по основной деятельности 181,5 203,6 236,2 32,6 116,0
Пассажирские перевозки 169,0 187,0 215,9 28,9 115,5
Прочие продажи 12,5 16,6 20,3 3,7 122,3
Операционный результат –50,6 –15,4 14,3 29,7 –92,9
Пассажирские перевозки –54,4 –20,3 5,1 25,4 –25,1
Прочие продажи 3,8 4,9 9,2 4,3 187,8
Прочие доходы 24,4 20,4 21,3 0,9 104,4
Субсидии из федерального бюджета 6,6 11,1 12,1 1,0 109,0
Прочие расходы 17,2 12,0 21,8 9,8 181,7
Результат от прочих доходов и расходов 7,2 8,4 –0,5 –8,9 –6,0
Прибыль (убыток) до налогообложения –43,4 –7,0 13,7 20,7 –195,7
EBITDA с учетом субсидий –22,9 15,7 41,9 26,2 266,9
Рентабельность по EBITDA с учетом субсидий, % –17,5 8,3 16,7 8,4 201,2
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства –9,8 –1,6 2,7 4,3 –168,8
Чистая прибыль –33,6 –5,4 11 16,4 –203,7
Рентабельность по чистой прибыли, % –25,7 –2,9 4,4 7,3 –151,7

Доходы

Среднее значение доходных поступлений (с НДС) от одного пассажира, руб.
Динамика доходов от основной деятельности млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Доходы от основной деятельности, всего 130,9 188,2 250,5 133,1
Доходы от пассажирских перевозок 114,6 166,7 221,0 132,5
Доходы во внутригосударственном сообщении от перевозки пассажиров 106,2 156,8 206,9 131,9
В дерегулированном сегменте: 53,6 84,1 116,1 137,9
  • перевозки пассажиров в вагонах СВ, купе во внутригосударственном сообщении
51,2 80,5 109,7 136,2
  • международные перевозки
2,3 3,6 6,4 176,8
В регулируемом сегменте: 61,1 82,6 104,9 127,0
  • перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах во внутригосударственном сообщении
55,0 76,3 97,2 127,4
  • перевозки багажа, грузобагажа и почты
6,1 6,3 7,7 122,6
Доходы от прочих видов деятельности 16,3 21,5 29,5 137,2

Доходы от пассажирских перевозок

На фоне роста спроса на железнодорожные перевозки в поездах дальнего следования в течение всего 2022 года объем доходных поступлений от пассажирских перевозок составил 221,0 млрд руб., что превышает результаты 2021 года на 32,5 %.

Наиболее заметная тенденция роста доходов отмечается в дерегулированном сегменте, в том числе при перевозке пассажиров в вагонах СВ и купейных вагонах прирост по итогам 2022 года составил 36,2 % к уровню 2021 года, а общий объем доходных поступлений составил 109,7 млрд руб. В международном сообщении впервые за последние три календарных года доходы превысили отметку в 6,4 млрд руб.

От перевозок пассажиров в регулируемом сегменте в плацкартных и общих вагонах за 2022 год получено 97,2 млрд руб., что на 27,4 % превышает показатель 2021 года.

Доходы от перевозки багажа, грузобагажа и почты увеличились на 122,6 % к уровню 2021 года и составили 7,7 млрд руб.

Структура доходов от пассажирских перевозок, %
221,0 млрд руб.
доходы от пассажирских перевозок в 2022 году +32,5 % к 2021 году

Доходы от прочих видов деятельности

Прочие виды деятельности АО «ФПК» включают:

  • услуги по ремонту подвижного состава клиентов;
  • оказание дополнительных сервисных услуг в поездах;
  • сдачу в аренду движимого и недвижимого имущества;
  • прочие услуги.
Динамика доходов от прочих видов деятельности млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Доходы от прочих видов деятельности 16,3 21,5 29,5 137,2
Ремонт подвижного состава клиентов 1,9 2,0 2,3 113,0
Оказание дополнительных сервисных услуг в поездах: 7,9 10,9 13,9 127,5
  • предоставление постельных принадлежностей
5,7 8,2 10,3 126,1
  • сервисное обслуживание
2,2 2,8 3,6 131,7
Сдача имущества в аренду 3,9 5,1 9,9 196,3
Прочие услуги 2,6 3,5 3,3 96,0

По итогам 2022 года доходы от прочих видов деятельности составили 29,5 млрд руб., что на 37,2 % выше уровня 2021 года.

Существенный рост произошел главным образом за счет увеличения поступлений от сдачи имущества в аренду (+96,3 %) в связи с ростом количества заявок на аренду вагонов. Также положительная динамика доходов от прочих видов деятельности обусловлена ростом доходов от оказания дополнительных сервисных услуг в поездах (+27,5 % в сравнении с 2021 годом) в связи с увеличением объема отправленных пассажиров в поездах формирования АО «ФПК», а также в результате увеличения доходов, полученных от ремонта и обслуживания подвижного состава клиентов (+13,0 % к уровню 2021 года) в связи с получением дополнительных заявок на техническое обслуживание и деповской ремонт вагонов.

Структура доходов от прочих видов деятельности, %
29,5 млрд руб.
доходы от прочих видов деятельности в 2022 году +37,2 % к 2021 году

Расходы

Расходы по перевозочной деятельности

По итогам работы за 2022 год расходы по перевозочной деятельности составили 215,9 млрд руб., или 115,5 % к уровню 2021 года (127,7 % к уровню 2020 года).

Себестоимость пассажирских перевозок по итогам 2022 года составила 26,6 руб. / 10 пасс.-км, или 98,7 % к уровню 2021 года (75,8 % к уровню 2020 года).

Расходы по перевозочной деятельности млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021
Всего 169,0 187,0 215,9 115,5
Затраты на оплату труда 27,3 30,7 38,3 124,6
Отчисления на социальные нужды 7,6 8,7 10,7 122,7
Материальные затраты: 21,5 21,1 25,5 121,5
  • материалы
5,3 5,4 6,5 119,9
  • топливо
0,5 0,7 0,6 98,3
  • электроэнергия
0,4 0,5 0,5 104,5
  • прочее
15,3 14,5 17,9 123,7
Прочие расходы: 97,6 110,2 123,3 111,8
  • услуги инфраструктуры
54,1 60,5 65,4 108,0
  • аренда локомотивов
35,1 38,9 45,3 116,4
Амортизация 15,0 16,3 18,1 110,8

Расходы по прочим видам деятельности

Расходы по прочим видам деятельности млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Расходы по прочим видам деятельности 12,5 16,6 20,3 122,2
Ремонт подвижного состава клиентов 1,6 1,7 1,6 95,0
Оказание дополнительных сервисных услуг в поездах: 6,1 8,2 10,2 123,7
  • предоставление постельных принадлежностей
4,2 6,1 7,6 123,6
  • сервисное обслуживание
1,9 2,1 2,6 124,2
Сдача имущества в аренду 2,6 4,0 5,6 139,9
Прочие услуги 2,2 2,7 2,9 108,4

По итогам работы за 2022 год расходы по прочим видам деятельности составили 20,3 млрд руб., что на 22,2 % выше уровня 2021 года.

Рост к уровню 2021 года обусловлен главным образом ростом на 39 % расходов, сопряженных со сдачей в аренду имущества (в связи с ростом количества заявок на аренду пассажирских вагонов), ростом расходов, связанных с оказанием дополнительных сервисных услуг в поездах (на 23,7 % превышен показатель 2021 года), в связи с увеличением объема отправленных пассажиров в поездах формирования АО «ФПК», ростом расходов, связанных с оказанием прочих услуг (на 8,4 % к уровню 2021 года), в связи с увеличением спроса на реализуемые в поездах товары, а также ростом уровня накладных расходов, распределенных на прочие виды деятельности.

Программа капитального ремонта

Фактические расходы Компании на капитальный ремонт основных средств по итогам 2022 года составили 2,9 млрд руб., или 146,8 % к уровню 2021 года, в том числе:

  • 2,5 млрд руб. – на капитальный ремонт пассажирских вагонов (147,0 % к уровню 2021 года);
  • 0,4 млрд руб. – на капитальный ремонт зданий, сооружений и оборудования, выполняемый сторонними организациями (145,0 % к уровню 2021 года).
Динамика расходов на капитальный ремонт основных средств млрд руб.
Капитальный ремонт 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Основных средств, всего 5,5 2,0 2,9 146,8
Вагонов 5,4 1,7 2,5 147,0
Зданий, сооружений и оборудования 0,1 0,2 0,4 145,0
Чай

Численность сотрудников и производительность труда

Производительность труда по итогам 2022 года возросла на 22,7 % в сравнении с показателем 2021 года, что связано с ростом объемов перевозок на 19,9 %, а также снижением численности сотрудников АО «ФПК» в связи с оптимизацией производственных мощностей в IV квартале 2021 года.

Изменение численности персонала и производительности труда
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Численность сотрудников АО «ФПК», человек 53 053 51 299 50 499 98,4
  • в том числе на перевозках
48 516 45 876 44 827 97,7
Производительность труда, тыс. пасс.-км / человек 980 1 453 1 783 122,7

Прочие доходы и расходы

Убыток по итогам 2022 года составил 0,6 млрд руб., тогда как по итогам 2021 года была получена прибыль в размере 8,4 млрд руб. Отрицательная динамика обусловлена вводом в действие с 1 января 2022 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», в соответствии с которыми Компанией проведена работа по индивидуальному обесценению основных средств, а также начислению амортизации по объектам основных средств, находящимся на консервации.

Динамика прочих доходов и расходов млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Прочие доходы 24,4 20,4 21,3 104
Проценты к получению 0,3 0,3 1,2 384
Доходы от продажи основных средств и иных активов 9,0 2,8 1,4 51
Субсидии из федерального бюджета 6,6 11,1 12,1 109
Другие 8,5 6,3 6,6 105
Прочие расходы 17,2 12,0 21,8 182
Проценты к уплате 4,2 5,0 6,1 122
Расходы от продажи основных средств и иных активов 8,1 1,8 0,7 38
Расчетно-кассовое обслуживание 1,3 1,8 2,1 117
Другие 3,6 3,4 13,0 381

Основными доходными поступлениями в составе «прочих доходов» АО «ФПК» являются субсидии из федерального бюджета, получаемые в счет возмещения выпадающих доходов в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах. В 2022 году из федерального бюджета получены субсидии в размере 12,1 млрд руб. (в 2021 году – 11,1 млрд руб.).

В структуре «прочих расходов» основной статьей являются расходы по процентам за пользование кредитами: в 2022 году – 6,1 млрд руб., в 2021 году – 5,0 млрд руб.

Долговые обязательства

По состоянию на 31 декабря 2022 г. объем обязательств по уплате основного долга составил 66,5 млрд руб., в том числе по кредитам – 28,0 млрд руб., по облигациям – 38,5 млрд руб.

Долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, отсутствуют.

График погашения основного долга АО «ФПК» по состоянию на 31 декабря 2022 г. млрд руб.
2023 2024 2025 2026 2027 2028
Погашение основного долга 25 10 10,5 5 6 10

Ближайший срок погашения облигаций – май 2023 года. В период с 2024 по 2028 год должно состояться погашение облигаций на сумму 25,5 млрд руб.

По итогам 2022 года значения финансовых ковенантов не превысили предельно допустимые.

Валюта баланса

Валюта баланса за 2022 год возросла на 24 млрд руб., или на 7 %. Рост актива баланса произошел как за счет оборотных активов, так и за счет внеоборотных активов. Увеличение пассива баланса произошло в результате исключительно роста «капитала и резервов», тогда как долгосрочные и краткосрочные обязательства Компании, напротив, сократились.

Основные статьи баланса млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Внеоборотные активы 291,3 304,0 318,2 104,7
Оборотные активы 31,3 30,2 40,1 132,8
Активы 322,6 334,3 358,4 107,2
Капитал и резервы 206,6 213,1 250,8 117,7
Долгосрочные обязательства 49,7 49,3 41,6 84,5
Краткосрочные обязательства 66,4 71,8 65,9 91,8
Пассивы 322,6 334,3 358,4 107,2
Внеоборотные активы, млрд руб.
Оборотные активы, млрд руб.

Долгосрочные обязательства АО «ФПК» на 31 декабря 2022 г. составили 41,6 млрд руб., в том числе кредиты и займы на сумму 41,5 млрд руб.

Краткосрочные обязательства АО «ФПК» на 31 декабря 2022 г. составили 65,9 млрд руб., в том числе 33,6 млрд руб. – кредиторская задолженность, 25,6 млрд – кредиты и займы.

Размер уставного капитала АО «ФПК» по состоянию на 31 декабря 2022 г. составил 248 588 839 тыс. руб.

Динамика пассивов, млрд руб.
Чистые активы, млрд руб.

Чистые активы Компании в отчетном году увеличились на 18 % и составили 250,8 млрд руб.

Содержание запасов материально-технических ресурсов

Фактическое содержание запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в АО «ФПК» на 31 декабря 2022 г. составило 6,021 млрд руб. (в том числе топливо – 0,172 млрд руб.) при установленном нормативе 6,725 млрд руб. (в том числе топливо – 0,260 млрд руб.). Превышение фактических запасов ТМЦ над нормативом не допущено.

Рост уровня запасов ТМЦ в 2022 году по сравнению с предыдущими годами связан с увеличением объемов, номенклатуры и доли страхового запаса ТМЦ по основным материалам и запасным частям вагонов для организации бесперебойного материально-технического обеспечения перевозочного процесса в условиях международной экономической и финансовой нестабильности и недружественных действий со стороны европейских государств в отношении Российской Федерации.

Наибольшую часть запасов ТМЦ составляют запасные части пассажирских вагонов на сумму 3,836 млрд руб. (64 % от запасов ТМЦ в целом), состоящие из новых запасных частей (2,078 млрд руб.) и материалов повторного использования (1,758 млрд руб.), в том числе колесные пары пассажирских вагонов (1,174 млрд руб.).

Запасы ТМЦ, млрд руб.
6,021 млрд руб.
фактическое содержание запасов товарно-материальных ценностей

Дебиторская и кредиторская задолженность

Дебиторская задолженность на 31 декабря 2022 г. составила 24,16 млрд руб.

В структуре дебиторской задолженности 43,1 %, или 10,42 млрд руб., приходится на задолженность покупателей и заказчиков (кроме перевозок). Значительная часть данной задолженности образовалась в связи с применением условий расчетов, предусмотренных долгосрочным договором, и составила 7,89 млрд руб.

Задолженность по налогам и сборам в структуре дебиторской задолженности составила 40,1 %, или 9,70 млрд руб.

Наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности покупателей и заказчиков (кроме перевозок) имеет задолженность по договорам купли-продажи имущества – 82,6 %, или 8,62 млрд руб., а также задолженность по договорам аренды подвижного состава – 12,5 %, или 1,30 млрд руб.

Доля дебиторской задолженности покупателей и заказчиков по пассажирским перевозкам составила 7,8 %, или 1,88 млрд руб. Объем задолженности соответствует условиям заключенных договоров.

Авансы, выданные по состоянию на конец декабря 2022 года, составили 5,0 % от общей суммы дебиторской задолженности, или 1,21 млрд руб.

Дебиторская задолженность по состоянию на 31 декабря млрд руб.
Дебиторская задолженность 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Покупатели и заказчики (кроме перевозок) 11,32 10,39 10,42 100,3
Покупатели и заказчики (за перевозки) 1,47 2,56 1,88 73,4
Авансы выданные 0,43 0,55 1,21 220,0
Налоги и сборы 7,80 7,94 9,71 122,3
Прочая дебиторская задолженность 0,71 0,71 0,94 132,4
Итого 21,73 22,15 24,16 109,1

Кредиторская задолженность на конец 2022 года снизилась на 32,3 % к уровню 2021 года, до 33,61 млрд руб. Существенное снижение произошло за счет погашения реструктурированной задолженности материнской компании за 2021 год.

Наибольшую долю в составе кредиторской задолженности занимают задолженность перед поставщиками и подрядчиками – 38,9 %, или 13,09 млрд руб., и авансы, полученные за перевозки, – 31,83 %, или 10,70 млрд руб.

Кредиторская задолженность по состоянию на 31 декабря млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Задолженность поставщикам и подрядчикам 37,24 38,06 13,09 34,4
Задолженность перед персоналом организации 1,14 1,43 2,37 165,7
Налоги и сборы и социальное страхование 1,26 1,30 4,69 360,8
Авансы, полученные по прочим видам деятельности 0,25 0,35 0,86 245,7
Авансы, полученные за перевозки 4,21 7,03 10,70 152,2
Прочая задолженность 1,64 1,45 1,90 131,0
Итого 45,74 49,63 33,61 67,7

Превышение размера кредиторской задолженности над размером дебиторской задолженности позволяет Компании использовать кредиторскую задолженность в качестве дополнительного источника финансирования. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности составляет 0,72.

Движение денежных средствВ соответствии с данными управленческого учета.

Остаток денежных средств на счетах АО «ФПК» с учетом краткосрочных депозитов по состоянию на 1 января 2022 г. составлял 3,0 млрд руб.

Операционный денежный поток

За 2022 год поступления по операционной деятельности составили 322,2 млрд руб., в том числе субсидии из федерального бюджета – 12,1 млрд руб. Основной объем денежных средств (71 %) поступил от пассажирских перевозок – 227,3 млрд руб. без учета транзитных платежей.

Выплаты по операционной деятельности составили 276,3 млрд руб., из них 54 %, или 148,7 млрд руб., – это затраты, связанные с оплатой услуг инфраструктуры и арендой локомотивов.

Чистый денежный поток по операционной деятельности составил 45,9 млрд руб.

Структура движения денежных средств по операционной деятельности млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Чистый денежный поток –37,1 –6,7 45,9 149,7
Поступление 149,7 222,9 322,2 104,4
Отток 186,8 229,5 276,3 99,4

Инвестиционный денежный поток

Выплаты денежных средств по инвестиционной деятельности составили 65,6 млрд руб.

В отчетном периоде 39,2 млрд руб. были направлены на обновление и модернизацию пассажирского подвижного состава:

  • приобретение новых пассажирских вагонов – 30,5 млрд руб.;
  • модернизация пассажирского подвижного состава – 8,7 млрд руб.

Отрицательный денежный поток по инвестиционной деятельности составил 62,6 млрд руб.

Структура движения денежных средств по инвестиционной деятельности млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Денежный поток –25,2 –32,6 –62,6 91,0
Поступление 242,8 228,4 3,0 172,0
Расходование 268,0 261,0 65,6 93,0

Финансовый денежный поток

По итогам 2022 года поступления по финансовой деятельности составили 50,6 млрд руб., из них 47 % – привлечение заемных средств.

Отток денежных средств в размере 28,1 млрд руб. обусловлен:

  • выплатами процентов по кредитам и займам – 6,1 млрд руб.;
  • погашением кредитов и займов – 22,0 млрд руб.

Чистый денежный поток по финансовой деятельности составил 22,5 млрд руб.

Структура движения денежных средств по финансовой деятельности млрд руб.
Показатель 2020 2021 2022 Изменение 2022/2021, %
Чистый денежный поток 63,8 38,4 22,5 61,5
Поступление 79,7 69,2 50,6 77,1
Расходование 15,9 30,8 28,1 96,9

Совокупный чистый денежный поток АО «ФПК» от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности по итогам отчетного периода составил 5,9 млрд руб.

Остаток денежных средств на счетах АО «ФПК» с учетом краткосрочных депозитов по состоянию на 31 декабря 2022 г. составил 8,8 млрд руб.

Финансовый анализ
ПоказательВ соответствии с бухгалтерской отчетностью за 2022 год. 2020 2021 2022
Ликвидность
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,07 0,04 0,13
Коэффициент срочной ликвидности 0,26 0,23 0,38
Коэффициент текущей ликвидности 0,33 0,30 0,49
Коэффициент финансовой независимости 0,64 0,64 0,70
Рентабельность, %
Рентабельность продаж (с учетом субсидий) –20,4 3,7 14,9
Рентабельность собственного капитала (ROE) –15,8 –2,5 4,8
Рентабельность активов с учетом субсидий (ROA) –11,8 –0,5 8,5
Обязательства
Доля обязательств в валюте баланса 0,36 0,36 0,30
Уровень финансового рычага (платные заемные / собственные средства) 0,31 0,31 0,27
Общий долг / EBITDA –2,81 4,15 1,62
Общий долг / выручка 0,49 0,35 0,27
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,13
Коэффициент срочной ликвидности 0,38

Коэффициент является самым жестким критерием платежеспособности, он показывает ту часть краткосрочных обязательств, которую Компания сможет при необходимости незамедлительно покрыть за счет имеющихся денежных средств и быстро реализуемых краткосрочных финансовых вложений.

В 2022 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года коэффициент вырос на 0,09 п. п. (0,04 в 2021 году).

Коэффициент показывает ту часть краткосрочной задолженности, которую Компания сможет покрыть при условии полного погашения дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты).

В 2022 году по сравнению с предшествующим периодом коэффициент вырос на 0,15 п. п. (0,23 в 2021 году).

Коэффициент текущей ликвидности 0,49
Коэффициент финансовой независимости 0,70

Коэффициент показывает ту часть краткосрочной задолженности, которую Компания сможет покрыть за счет своих оборотных активов. В отличие от коэффициентов абсолютной и срочной ликвидности данный показатель характеризует платежеспособность Компании в относительно отдаленной перспективе.

В 2022 году по сравнению с предшествующим периодом коэффициент вырос на 0,19 п. п. (0,30 в 2021 году).

Показывает долю активов Компании, которые обеспечиваются собственными средствами. Чем выше значение коэффициента, тем более Компания финансово устойчива и тем менее зависима от сторонних кредитов. С точки зрения инвесторов и кредиторов, чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери вложенных в Компанию инвестиций и предоставленных Компании кредитов.

В 2022 году коэффициент вырос на 0,06 п. п. (0,64 в 2021 году).

Рентабельность продаж (с учетом субсидий) 14,9
Рентабельность собственного капитала (ROE) 4,8

Показатель финансовой результативности деятельности Компании, показывающий, какую часть выручки Компании составляет прибыль. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики Компании и ее способности контролировать издержки. Демонстрирует долю валовой прибыли в объеме продаж Компании.

В 2022 году по сравнению с предшествующим периодом значение показателя улучшилось на 11,2 п. п. (3,7 % в 2021 году).

Данный показатель является одним из самых важных показателей деятельности Компании для оценки ее инвестиционной привлекательности в долгосрочном плане и показывает, сколько единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная в Компанию акционерами.

В 2022 году по сравнению с предшествующим периодом значение показателя улучшилось на 7,3 п. п. (–2,5 % в 2021 году).

Рентабельность активов с учетом субсидий (ROA) 8,5
Доля обязательств в валюте баланса 0,30

Финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов Компании. Коэффициент показывает способность Компании генерировать прибыль без учета структуры ее капитала (финансового левериджа), качество управления активами.

В 2022 году по сравнению с предшествующим периодом произошло улучшение значения показателя на 9,0 п. п. (–0,5 % в 2021 году).

Если доля заемных средств в валюте баланса снижается (0,36 в 2021 году), то налицо тенденция укрепления финансовой устойчивости Компании. Соответственно, чем выше доля собственных средств в валюте баланса, тем это лучше для финансового состояния предприятия.

Общий долг / EBITDA 1,62
Общий долг / выручка 0,27

Показатель долговой нагрузки Компании, ее способности погасить имеющиеся обязательства (платежеспособность).

В 2022 году по сравнению с предшествующим периодом произошло снижение значения показателя на 2,53 п. п. (4,15 в 2021 году).

Показатель долговой нагрузки Компании в общем объеме выручки (0,35 в 2021 году).

Уровень финансового рычага (платные заемные / собственные средства) 0,27

Коэффициент финансового левериджа показывает соотношение заемных средств и суммарной капитализации и характеризует степень эффективности использования Компанией собственного капитала. Он определяет, насколько велика зависимость Компании от заемных средств. Коэффициент капитализации используют только в контексте одной отрасли промышленности, а также доходов и потоков наличных денежных средств Компании (0,31 в 2021 году).

Состояние чистых активов АО «ФПК» млн руб.
Показатель 2020 2021 2022
1 Уставный капитал 206 961,0 221 961,0 248 588,8
2 Чистые активы 206 714,9 213 255,2 250 900,7
2.1 1. Капитал и резервы 206 559,5 213 144,8 250 811,2
Уставный капитал 206 961,0 221 961,0 248 588,8
Добавочный капитал 10 231,6 10 112,8 10 076,7
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) –11 949,8 –20 577,2 –9 502,5
Прочее 1 316,7 1 648,2 1 648,2
2.2 2. Доходы будущих периодов 155,4 110,4 89,5
3 Отклонения –246,1 –8 705,8 2 311,9

Стоимость чистых активов АО «ФПК» по состоянию на 31 декабря 2022 г. составляет 250,9 млрд руб. и превышает уставный капитал Компании (248,6 млрд руб. на 31 декабря 2022 г.). Это говорит о соблюдении обязательных норм Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», установленных в отношении стоимости чистых активов акционерных обществ.