Ключевые проекты 2022 года
Проекты, реализованные в 2022 году
Дневные поезда
По итогам 2022 года поездами дальнего следования с дневным режимом пропуска перевезено 18,1 млн пассажиров, что на 11,1 % выше уровня 2021 года. Доля перевозок пассажиров дневными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 19,1 %.
В графике движения 2021/2022 года курсировало 66 пар дневных поездов по 38 маршрутам, в том числе Москва – Минск, Москва – Тамбов, Москва – Липецк, Москва – Ярославль, Москва – Белгород, Москва – Смоленск, Москва – Курск, Москва – Брянск, Москва – Саранск, Краснодар – Адлер, Краснодар – Имеретинский Курорт и др.
С 21 февраля 2022 г. начал курсировать новый дневной поезд № 65/66 Москва – Воронеж.
Перевозка пассажиров дневными поездами АО «ФПК»
Двухэтажные поезда
По итогам 2022 года двухэтажными поездами перевезено 11,2 млн пассажиров, что на 31,0 % выше уровня 2021 года. Доля перевозок пассажиров двухэтажными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 11,8 %.
В рамках расширения полигона курсирования двухэтажных поездов в 2022 году назначены следующие новые поезда: № 66/65 Москва – Тольятти, № 22/21 Ульяновск – Москва, № 54/53 Москва – Чебоксары, № 58/57 Москва – Йошкар-Ола, № 160/159 Петрозаводск – Москва и № 31/32 Москва – Орск.
Двухэтажный подвижной состав был задействован на 20 маршрутах: Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Белгород, Москва – Адлер, Москва – Казань, Санкт-Петербург – Адлер, Воронеж – Москва, Самара – Москва, Ижевск – Москва, Пенза – Москва, Тольятти – Москва, Кисловодск – Москва, Петрозаводск – Москва, Москва – Брянск, Санкт-Петербург – Мурманск, Москва – Ульяновск, Москва – Чебоксары, Москва – Йошкар-Ола, Ростов – Адлер, Санкт-Петербург – Кострома и Москва – Орск.
Перевозка пассажиров двухэтажным подвижным составом АО «ФПК»
Скоростные поезда
В 2022 году скоростные поезда формирования АО «ФПК» перевезли 10,1 млн пассажиров, что на 6,9 % выше уровня 2021 года. Доля перевозок пассажиров скоростными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 10,7 %.
По итогам 2022 года 28 пар скоростных поездов формирования АО «ФПК» курсировали по девяти маршрутам (Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск, Москва – Воронеж, Москва – Орел, Москва – Курск, Москва – Брянск, Москва – Белгород, Москва – Минск, Москва – Санкт-Петербург).
Перевозка пассажиров скоростными поездами АО «ФПК»
Туристические поезда
В 2022 году пассажирам было предложено порядка 30 туристических поездов, включая региональные. Туристическими поездами, в том числе назначаемыми по заявкам туристических операторов, а также дополнительными поездами, курсирующими в новогодний период для перевозки туристов в направлении горнолыжных курортов, было перевезено 126,7 тыс. пассажиров (+13,1 % к уровню 2021 года).
В рамках развития международного сотрудничества был назначен первый международный туристический поезд «Белорусский вояж» по маршруту Москва – Гродно/Брест – Минск – Москва.
В 2022 году туристический поезд «В Карелию» (Москва – Петрозаводск – Карельская – Выборг – Москва) одержал победу в номинации «Лучшее транспортное решение в сфере туризма» в национальной премии «Формула движения» на форуме «Транспорт России».
Также завоевал первое место в номинации «Лучший межрегиональный маршрут» на Всероссийской туристической премии «Маршрут года – 2022» региональный туристический поезд «Яркие выходные на Урале» (Самара/Уфа – Екатеринбург – Самара/Уфа).
Вагоны-автомобилевозы
5 тыс. транспортных средств перевезено в вагонах-автомобилевозах, курсирующих в составах поездов формирования АО «ФПК» по следующим маршрутам:
- Хабаровск – Новый Ургал;
- Санкт-Петербург – Адлер;
- Москва – Ростов – Адлер;
- Санкт-Петербург – Адлер;
- Санкт-Петербург – Воркута;
- Москва – Санкт-Петербург;
- Москва – Адлер;
- Москва – Казань.
По итогам 2022 года наиболее популярным стало «южное» направление (Санкт-Петербург – Адлер, Москва – Адлер, Москва – Ростов – Адлер).
Основные принципы осуществления перевозочной деятельности
В целях повышения уровня комфорта для пассажиров АО «ФПК» постоянно работает над формированием предложений по корректировке расписаний пассажирских поездов. Это позволяет устанавливать более удобное для пассажиров время прибытия на станции назначения и отправления, а также ускорять поезда на маршрутах следования (в рамках возможностей инфраструктуры материнской компании).
Размеры движения и назначение новых поездов
В нормативном графике движения поездов на 2021/2022 год общие размеры движения пассажирских поездов формирования АО «ФПК» составили 479 пар поездов, в том числе категории «скорый» – 283 пары, «пассажирский» – 168 пар, «скоростной» – 28 пар.
С целью повышения эффективности работы, рационального использования подвижного состава в графике движения поездов на 2021/2022 год было предусмотрено курсирование 141 пары многогруппных поездов.
В целях улучшения качества обслуживания пассажиров и привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт в графике движения поездов на 2022/2023 год предусмотрено семь пар новых поездов дальнего следования формирования АО «ФПК».
Новые поезда дальнего следования:
- № 37/38 Москва – Выборг;
- № 55/56 Екатеринбург – Москва;
- № 59/60 Сургут – Москва;
- № 63/64 Санкт-Петербург – Самара;
- № 319/320 Курск – Старый Оскол (для беспересадочных вагонов Санкт-Петербург – Старый Оскол);
- № 391/392 Курск – Валуйки (для беспересадочных вагонов Москва – Валуйки);
- № 603/604 Адлер – Ставрополь (через Краснодар).
Развитие партнерских программ
Соглашение № ФПК-22-166/1 между АО «ФПК» и Российкой почтовой связью о намерениях в сотрудничестве было заключено для организации регулярного курсирования почтово-багажных поездов и вагонов Российкой почтовой связи во внутрироссийском сообщении.
В рамках данного соглашения Российкой почтовой связью проведены анализ рынка и определение потребности населения и субъектов предпринимательства в доставке товаров народного потребления в регионы, имеющие транспортные ограничения. В соответствии с заявками Российской почтовой связи АО «ФПК» осуществляет включение почтовых вагонов в составы поездов.
Ежесуточно на сети железных дорог находится порядка 260 вагонов Российской почтовой связи. По данным электронной подсистемы управления багажной работой, за 2022 год в составах поездов формирования АО «ФПК» отправлено более 25,6 тыс. вагонов Российской почтовой связи (101,8 % к 2021 году), доходы АО «ФПК» от их включения составили более 3,0 млрд руб. (110,6 % к 2021 году).
Импортозамещение
Проводимая западными странами санкционная политика, направленная на создание ограничений, в том числе в отношении функционирования транспортной отрасли Российской Федерации (и, в частности, железнодорожного транспорта), создает предпосылки, связанные с возможными ограничениями эксплуатации железнодорожного подвижного состава и поставок необходимых комплектующих зарубежного производства для его содержания.
В течение 2022 года была организована и проведена напряженная работа по импортозамещению и технологической независимости конструкции систем и узлов пассажирских вагонов, а также производственных процессов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.
Сформирован перечень из 1 231 наименования продукции зарубежного производства, в том числе:
- 702 позиции (57 % от общего количества), аналоги которых введены в конструкторскую документацию;
- 494 единицы (40 % от общего количества), аналоги которых подобраны, но их применение требует ввода в конструкторскую документацию;
- 35 единиц (3 % от общего количества), которые находятся в «красной» зоне, – комплектующие, аналоги которых не подобраны.
Из общего количества импортных комплектующих, аналоги которых на сегодняшний день не определены, наибольшую долю составляют элементы электронного, радио- и электрооборудования – 21 номенклатурная единица.
Прочие комплектующие и материалы:
- девять элементов – комплектующие для экологически чистых туалетных комплексов;
- два элемента – смазочные материалы;
- один элемент – кузовное оборудование (профили из нержавеющей стали);
- один элемент – комплектующие для прислонно-сдвижных дверей (ремни зубчатые);
- один элемент – комплектующие для беззазорного сцепного устройства БСУ-ТМ136.
Вместе с тем в настоящее время указанные позиции имеются на складах поставщиков на территории Российской Федерации, что позволяет обеспечить непрерывность перевозок.