Ключевые проекты 2022 года

Проекты, реализованные в 2022 году

Дневные поезда

По итогам 2022 года поездами дальнего следования с дневным режимом пропуска перевезено 18,1 млн пассажиров, что на 11,1 % выше уровня 2021 года. Доля перевозок пассажиров дневными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 19,1 %.

В графике движения 2021/2022 года курсировало 66 пар дневных поездов по 38 маршрутам, в том числе Москва – Минск, Москва – Тамбов, Москва – Липецк, Москва – Ярославль, Москва – Белгород, Москва – Смоленск, Москва – Курск, Москва – Брянск, Москва – Саранск, Краснодар – Адлер, Краснодар – Имеретинский Курорт и др.

С 21 февраля 2022 г. начал курсировать новый дневной поезд № 65/66 Москва – Воронеж.

Перевозка пассажиров дневными поездами АО «ФПК»

Количество перевезенных пассажиров в 2022 году, тыс. человек
Новые дневные поезда, запущенные в 2022 году

№ 65/66 Москва – Воронеж (с 21 февраля 2022 г.)

Динамика объемов перевезенных пассажиров дневными поездами, млн человек
38 маршрутов
66 пар поездов

Двухэтажные поезда

По итогам 2022 года двухэтажными поездами перевезено 11,2 млн пассажиров, что на 31,0 % выше уровня 2021 года. Доля перевозок пассажиров двухэтажными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 11,8 %.

В рамках расширения полигона курсирования двухэтажных поездов в 2022 году назначены следующие новые поезда: № 66/65 Москва – Тольятти, № 22/21 Ульяновск – Москва, № 54/53 Москва – Чебоксары, № 58/57 Москва – Йошкар-Ола, № 160/159 Петрозаводск – Москва и № 31/32 Москва – Орск.

Двухэтажный подвижной состав был задействован на 20 маршрутах: Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Белгород, Москва – Адлер, Москва – Казань, Санкт-Петербург – Адлер, Воронеж – Москва, Самара – Москва, Ижевск – Москва, Пенза – Москва, Тольятти – Москва, Кисловодск – Москва, Петрозаводск – Москва, Москва – Брянск, Санкт-Петербург – Мурманск, Москва – Ульяновск, Москва – Чебоксары, Москва – Йошкар-Ола, Ростов – Адлер, Санкт-Петербург – Кострома и Москва – Орск.

Перевозка пассажиров двухэтажным подвижным составом АО «ФПК»

Количество перевезенных пассажиров в 2022 году, тыс. человек
Новые дневные поезда, запущенные в 2022 году

66/65 Москва – Тольятти

21/22 Москва – Ульяновск

53/54 Москва – Чебоксары

57/58 Москва – Йошкар-Ола

29/30 Санкт-Петербург – Белгород

160/159 Петрозаводск – Москва

31/32 Москва – Орск

Динамика объемов перевезенных пассажиров двухэтажными поездами, млн человек
20 маршрутов
27 пар поездов

Скоростные поезда

В 2022 году скоростные поезда формирования АО «ФПК» перевезли 10,1 млн пассажиров, что на 6,9 % выше уровня 2021 года. Доля перевозок пассажиров скоростными поездами от общего годового объема перевозок АО «ФПК» составила 10,7 %.

По итогам 2022 года 28 пар скоростных поездов формирования АО «ФПК» курсировали по девяти маршрутам (Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск, Москва – Воронеж, Москва – Орел, Москва – Курск, Москва – Брянск, Москва – Белгород, Москва – Минск, Москва – Санкт-Петербург).

Перевозка пассажиров скоростными поездами АО «ФПК»

Количество перевезенных пассажиров в 2022 году, тыс. человек
Динамика объемов перевезенных пассажиров скоростными поездами, млн человек
9 маршрутов
28 пар поездов

Туристические поезда

В 2022 году пассажирам было предложено порядка 30 туристических поездов, включая региональные. Туристическими поездами, в том числе назначаемыми по заявкам туристических операторов, а также дополнительными поездами, курсирующими в новогодний период для перевозки туристов в направлении горнолыжных курортов, было перевезено 126,7 тыс. пассажиров (+13,1 % к уровню 2021 года).

В рамках развития международного сотрудничества был назначен первый международный туристический поезд «Белорусский вояж» по маршруту Москва – Гродно/Брест – Минск – Москва.

В 2022 году туристический поезд «В Карелию» (Москва – Петрозаводск – Карельская – Выборг – Москва) одержал победу в номинации «Лучшее транспортное решение в сфере туризма» в национальной премии «Формула движения» на форуме «Транспорт России».

Также завоевал первое место в номинации «Лучший межрегиональный маршрут» на Всероссийской туристической премии «Маршрут года – 2022» региональный туристический поезд «Яркие выходные на Урале» (Самара/Уфа – Екатеринбург – Самара/Уфа).

Вагоны-автомобилевозы

5 тыс. транспортных средств перевезено в вагонах-автомобилевозах, курсирующих в составах поездов формирования АО «ФПК» по следующим маршрутам:

  • Хабаровск – Новый Ургал;
  • Санкт-Петербург – Адлер;
  • Москва – Ростов – Адлер;
  • Санкт-Петербург – Адлер;
  • Санкт-Петербург – Воркута;
  • Москва – Санкт-Петербург;
  • Москва – Адлер;
  • Москва – Казань.

По итогам 2022 года наиболее популярным стало «южное» направление (Санкт-Петербург – Адлер, Москва – Адлер, Москва – Ростов – Адлер).

Основные принципы осуществления перевозочной деятельности

В целях повышения уровня комфорта для пассажиров АО «ФПК» постоянно работает над формированием предложений по корректировке расписаний пассажирских поездов. Это позволяет устанавливать более удобное для пассажиров время прибытия на станции назначения и отправления, а также ускорять поезда на маршрутах следования (в рамках возможностей инфраструктуры материнской компании).

Oсновные принципы

Размеры движения и назначение новых поездов

В нормативном графике движения поездов на 2021/2022 год общие размеры движения пассажирских поездов формирования АО «ФПК» составили 479 пар поездов, в том числе категории «скорый» – 283 пары, «пассажирский» – 168 пар, «скоростной» – 28 пар.

С целью повышения эффективности работы, рационального использования подвижного состава в графике движения поездов на 2021/2022 год было предусмотрено курсирование 141 пары многогруппных поездов.

В целях улучшения качества обслуживания пассажиров и привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт в графике движения поездов на 2022/2023 год предусмотрено семь пар новых поездов дальнего следования формирования АО «ФПК».

Новые поезда дальнего следования:

  • № 37/38 Москва – Выборг;
  • № 55/56 Екатеринбург – Москва;
  • № 59/60 Сургут – Москва;
  • № 63/64 Санкт-Петербург – Самара;
  • № 319/320 Курск – Старый Оскол (для беспересадочных вагонов Санкт-Петербург – Старый Оскол);
  • № 391/392 Курск – Валуйки (для беспересадочных вагонов Москва – Валуйки);
  • № 603/604 Адлер – Ставрополь (через Краснодар).

Развитие партнерских программ

Соглашение № ФПК-22-166/1 между АО «ФПК» и Российкой почтовой связью о намерениях в сотрудничестве было заключено для организации регулярного курсирования почтово-багажных поездов и вагонов Российкой почтовой связи во внутрироссийском сообщении.

В рамках данного соглашения Российкой почтовой связью проведены анализ рынка и определение потребности населения и субъектов предпринимательства в доставке товаров народного потребления в регионы, имеющие транспортные ограничения. В соответствии с заявками Российской почтовой связи АО «ФПК» осуществляет включение почтовых вагонов в составы поездов.

Ежесуточно на сети железных дорог находится порядка 260 вагонов Российской почтовой связи. По данным электронной подсистемы управления багажной работой, за 2022 год в составах поездов формирования АО «ФПК» отправлено более 25,6 тыс. вагонов Российской почтовой связи (101,8 % к 2021 году), доходы АО «ФПК» от их включения составили более 3,0 млрд руб. (110,6 % к 2021 году).

Импортозамещение

Проводимая западными странами санкционная политика, направленная на создание ограничений, в том числе в отношении функционирования транспортной отрасли Российской Федерации (и, в частности, железнодорожного транспорта), создает предпосылки, связанные с возможными ограничениями эксплуатации железнодорожного подвижного состава и поставок необходимых комплектующих зарубежного производства для его содержания.

В течение 2022 года была организована и проведена напряженная работа по импортозамещению и технологической независимости конструкции систем и узлов пассажирских вагонов, а также производственных процессов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.

Сформирован перечень из 1 231 наименования продукции зарубежного производства, в том числе:

  • 702 позиции (57 % от общего количества), аналоги которых введены в конструкторскую документацию;
  • 494 единицы (40 % от общего количества), аналоги которых подобраны, но их применение требует ввода в конструкторскую документацию;
  • 35 единиц (3 % от общего количества), которые находятся в «красной» зоне, – комплектующие, аналоги которых не подобраны.

Из общего количества импортных комплектующих, аналоги которых на сегодняшний день не определены, наибольшую долю составляют элементы электронного, радио- и электрооборудования – 21 номенклатурная единица.

Прочие комплектующие и материалы:

  • девять элементов – комплектующие для экологически чистых туалетных комплексов;
  • два элемента – смазочные материалы;
  • один элемент – кузовное оборудование (профили из нержавеющей стали);
  • один элемент – комплектующие для прислонно-сдвижных дверей (ремни зубчатые);
  • один элемент – комплектующие для беззазорного сцепного устройства БСУ-ТМ136.

Вместе с тем в настоящее время указанные позиции имеются на складах поставщиков на территории Российской Федерации, что позволяет обеспечить непрерывность перевозок.

Импортозамещение