Тарифное регулирование

Регулируемый сегмент перевозок

Тарифы на проезд в плацкартных, общих вагонах с местами для сидения пассажирских и скорых поездов локомотивной тяги и вагонах первого, второго, третьего классов в составе скорых поездов моторвагонного подвижного состава установлены в соответствии с Тарифным руководством, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 27 июля 2010 г. № 156-т/1. Тарифы ежегодно индексируются и зависят от категории поезда, типа вагона и дальности поездки.

С 1 января 2022 г. тарифы в данном сегменте перевозок проиндексированы на 4,3 % к уровню 2021 года (приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 28 октября 2021 г. № 1193/21).

С 1 октября 2022 г. проведена дополнительная индексация тарифов на 6,52 % (приказ ФАС России от 23 сентября 2022 г. № 676/22).

Следует отметить, что с учетом дополнительной индексации среднегодовой рост тарифов на проезд в регулируемом сегменте перевозок составил 6 %.

Начиная с 2003 года действующим законодательством предусмотрена возможность дифференциации тарифов. К базовым тарифам применяются дифференцированные по календарным периодам индексы, которые призваны снизить сезонные колебания спроса.

С 2021 года АО «ФПК» дано право устанавливать дифференцированные по календарным периодам индексы к уровню тарифов с максимальным индексом 1,2 к ставкам тарифов, которые рассчитаны в зависимости от изменения спроса и на уровне, обеспечивающем непревышение их среднегодового значения показателя 1,0 (приказ ФАС России от 28 октября 2021 г. № 1193/21), и утверждаются внутренними нормативными документами Компании.

С 2015 года АО «ФПК» дано право регулирования тарифов на проезд в плацкартных вагонах в пределах установленного уровня, что позволило проводить различные маркетинговые акции в данном сегменте перевозок.

Продолжена практика проведения маркетинговых акций на проезд в плацкартных и общих вагонах. Благодаря снижению стоимости проезда в отношении отдельных категорий мест (в зависимости от их расположения) пассажирские перевозки удалось сделать более доступными для различных слоев населения, не выходя за рамки предельного уровня тарифов, установленного приказом ФАС России от 28 октября 2021 г. № 1193/21.

С 2017 года, в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлена налоговая ставка на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в размере 0 %.

Тарифное регулирование

Дерегулированный сегмент перевозок

Компания вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в вагонах СВ и купейных вагонах в соответствии с п. 5 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

Также Компания может самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе скоростных поездов. Данное право закреплено в приказе ФСТ России от 14 декабря 2010 г. № 431-т/1 «Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, а также при оказании услуги по пользованию комплектами постельного белья».

Таким образом, в дерегулированном сегменте АО «ФПК» осуществляет транспортное обслуживание пассажиров в купейных вагонах, вагонах СВ и вагонах класса люкс, а также во всех типах вагонов скоростных поездов.

В этом сегменте АО «ФПК» вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров.

Основными механизмами тарифообразования в дерегулированном сегменте в 2022 году являлись Система динамического ценообразования и различные маркетинговые инициативы.

Система динамического ценообразования

АО «ФПК» в установленные сроки проведены мероприятия по замещению Системы динамического ценообразования (Sabre) на отечественное программное обеспечение, включенное в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Круглогодичные поезда дальнего следования внутригосударственного сообщения переведены на программное обеспечение «Система динамического управления тарифами и стимулирования спроса» АСУ «Экспресс-3», с даты продажи не позднее 12 января 2023 г., с даты отправления не позднее 25 января 2023 г.

Система динамического ценообразования представляет собой многофакторный инструмент тарифообразования. Тарифы дифференцируются в зависимости от категории поезда, неравномерности спроса (с учетом времени года, дня недели, времени отправления и прибытия), категории мест (верхнее/нижнее место), глубины продажи и др. Динамическое ценообразование формирует гибкие тарифы на системном уровне с учетом прогнозируемого спроса, а также различных тенденций, происходящих во внешней среде на дату продажи.

Это позволяет обеспечить баланс спроса и стоимости услуг, что в конечном итоге приводит к росту спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Реализация различных маркетинговых инициатив, направленных на стимулирование потребительского спроса как в дерегулированном, так и в регулируемом сегментах перевозок, способствует удержанию позиций Компании на рынке пассажирских перевозок.