Обслуживание пассажиров
Компании удается поддерживать высокий уровень обслуживания пассажиров благодаря постоянной работе над повышением качества предлагаемых услуг. Повышение качества обслуживания пассажиров – один из ключевых приоритетов Компании.
Качество перевозок
Мониторинг удовлетворенности пассажиров качеством предоставляемых услуг регулярно проводится с помощью онлайн-опроса на сайте и путем рассылки по электронной почте. Компания получает актуальные оценки и отзывы о поездке, что позволяет оперативно реагировать на предложения и замечания пассажиров.
Обработка персональных данных клиентов АО «ФПК» осуществляется в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», а также с требованиями нормативных документов регулирующих органов (Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Роскомнадзора и пр.).
По данным оценки качества обслуживания пассажирами, за 2022 год индекс удовлетворенности пассажиров составил 87,6 балла по стобалльной шкале, что соответствует рассчитанному по итогам 2021 года целевому значению на 2022 год, скорректированному с учетом реализовавшихся внешних факторов.
Итоговые показатели CSICustomer satisfaction index – индекс удовлетворенности. и NPSNet promoter score – индекс потребительской лояльности. в 2022 году
Индекс лояльности пассажиров по итогам 2022 года
Метод исследования –
Замер индекса удовлетворенности пассажиров качеством услуг АО «ФПК» формируется из совокупности оценок по следующим параметрам:
- процедура покупки билета (на сайте, в мобильном приложении и в кассах);
- стоимость проезда;
- обслуживание в пути (уровень комфорта, техническое и санитарное состояние вагонов, безопасность, работа проводников, качество постельных принадлежностей и дорожного набора, поездка с детьми, портал «Попутчик»);
- услуги питания (предоплаченное питание, услуги вагона-ресторана и продукция в пути);
- программа лояльности.
В 2022 году количество респондентов, оценивших качество предоставляемых АО «ФПК» услуг, составило 240 542 пассажира.
С целью развития сервиса и повышения конкурентоспособности Компании, а также определения уровня лояльности пассажиров к Компании и готовности рекомендовать ее услуги регулярно проводится мониторинг индекса NPS.
В 2022 году индекс NPS зафиксирован на уровне 43. Данный показатель снизился на 7 пунктов относительно 2021 года. Пассажиры лояльны к Компании: доля промоутеров на 43 п. п. выше доли критиков.
Новое в сервисе для пассажиров
Предоставление пассажирам постельного белья и постельных принадлежностей, изготовленных из экологически чистых материалов
Экологическая безопасность находится в числе приоритетных направлений деятельности как для всего мира, так и для Компании.
Нарастающий интерес общества к тому, как создан продукт и что будет после его использования, подталкивает к переосмыслению маркетинговых стратегий и зеленому позиционированию.
АО «ФПК» присоединяется к мероприятиям, направленным на обеспечение экологической безопасности.
Чтобы соответствовать «экологическим» трендам, вагоны купе класса люкс фирменного поезда № 9/10 «Саратов» сообщением Саратов – Москва были укомплектованы постельным бельем и постельными принадлежностями, изготовленными из экологически чистых материалов. Проект запущен 15 декабря 2022 года.
Предметы постельного белья, шторы и салфетка для подоконного столика изготовлены из 100 %-го органического хлопка, выращенного без использования синтетических пестицидов и ГМО в соответствии с принципами органического сельского хозяйства.
Подушки и одеяла изготовлены из органического хлопка, экологически чистой крапивы и конопляной костры. Ткань из крапивы – экологически чистый материал, антистатичный, обладает гигроскопичностью, гипоаллергенностью, имеет антибактериальные свойства. Конопляная костра обладает водоотталкивающими и согревающими свойствами.
Качество предметов постельного белья и постельных принадлежностей, изготовленных из экологически чистых материалов, оценено пассажирами на четыре балла из пяти. 70 % пассажиров поддерживают использование в поездах такого постельного белья и постельных принадлежностей.
Организация продажи продовольственных и непродовольственных товаров с использованием устройства контроля электронных билетов
В январе 2022 года в АО «ФПК» стартовал пилотный проект по приему наличных и безналичных платежей с использованием устройства контроля электронных билетов.
Основные цели данного проекта:
- обеспечение приема платежей (наличный и безналичный расчет) за реализуемые в пути следования товары и услуги в каждом вагоне поезда с помощью устройств контроля электронных билетов;
- формирование и направление электронных кассовых чеков на адрес электронной почты или в виде СМС-сообщения на абонентский номер мобильного телефона пассажира;
- применение существующего оборудования без затрат на приобретение дополнительной контрольно-кассовой техники и термоленты к ней.
С 20 января 2023 г. пилотный проект по приему наличных и безналичных платежей посредством устройств контроля электронных билетов внедрен во всех филиалах АО «ФПК», в 38 поездах дальнего следования (все поезда Вагонного участка Санкт-Петербург-Московский Северо-Западного филиала, по одному поезду в каждом структурном подразделении Северо-Западного филиала и по одному поезду в девяти других филиалах).
С момента запуска в поездах, участвующих в пилотном проекте, реализовано свыше 43 тыс. товаров на сумму 3,1 млн руб. с использованием устройств контроля электронных билетов.
В 2023 году планируется внедрить систему приема наличных и безналичных платежей с использованием устройства контроля электронных билетов во всех поездах АО «ФПК».
Развитие Системы идентификации и обслуживания пассажиров
В поездах АО «ФПК» успешно эксплуатируется Система идентификации и обслуживания пассажиров. Персонал поездных бригад в онлайн-режиме получает актуальную информацию о статусах проездных, перевозочных документов, а также дополнительную информацию о поездке пассажира.
В 2022 году выполнены доработки программного обеспечения Системы идентификации и обслуживания пассажиров, направленные на улучшение условий труда и повышение информированности персонала поездных бригад об оказываемых пассажиру услугах.
Теперь начальнику пассажирского поезда и проводнику пассажирского вагона в мобильном устройстве доступна информация о дополнительных услугах (постельное белье, информация о гарантированном и дополнительном питании), включенных в стоимость проездного документа (билета), об оформленных документах на перевозку домашних (комнатных) животных, на перевозку в багажных купе грузобагажа, о проезде маломобильного пассажира, об элитном статусе пассажира – участника Программы лояльности, а также дополнительная информация о гендерном признаке купе, канале продажи проездного документа (билета) и способе его оплаты.
Развитие данной системы продолжается.
Совершенствование качества питания
Доставка еды к поезду
Сервис по доставке еды к вагону поезда был запущен в декабре 2019 года.
На сегодняшний день услуга доступна как на станциях отправления, так и на транзитных остановках. Заказ доставки еды можно оформить при покупке электронного билета на сайтематеринской компании или в мобильном приложении для пассажиров, а также в разделе «Оформление услуг к билетам» к ранее приобретенному проездному документу, в том числе непосредственно в поезде (по ссылке QR-кода, размещенного на информационных «стикерах» в вагонах).
В настоящее время к сервису АО «ФПК» подключено 85 предприятий общественного питания на 58
Концепция организации общественного питания
С 15 апреля 2021 г. АО «Федеральная пассажирская компания» приступило к реализации Концепции организации общественного питания в поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» (далее – Концепция). В 2022 году ее реализация была обеспечена на 14 поездах.
Уже сегодня с обновленными стандартами обслуживания в соответствии с Концепцией можно ознакомиться в 30 вагонах-бистро 19 поездов.
Добиться реализации основной задачи Концепции – сделать питание в вагоне-бистро удобным, доступным по цене и безопасным – удалось на следующих поездах:
- № 1/2 Волгоград – Москва;
- № 103/104 Адлер – Москва;
- № 25/26 Воронеж – Москва;
- № 31/32 Тамбов – Москва;
- № 23/24 Москва – Казань;
- № 737/738 Москва – Брянск;
- № 739/740 Москва – Брянск;
- № 741/742 Москва – Брянск;
- № 71/72 Белгород – Москва;
- № 59/60 Нижний Новгород – Санкт-Петербург;
- № 35/36 Санкт-Петербург – Адлер;
- № 21/22 Санкт-Петербург – Мурманск;
- № 739/740 Москва – Воронеж;
- № 737/738 Москва – Воронеж;
- № 9/10 Самара – Москва;
- № 25/26 Ижевск – Москва;
- № 49/50 Самара – Москва;
- № 51/52 Пенза – Москва;
- № 65/66 Тольятти – Москва.
В 2023 году АО «ФПК» запланировано масштабировать Концепцию на 26 составов поездов. Для этого в настоящее время проводятся мероприятия по закупке профессионального теплового оборудования.
Кроме того, одним из направлений Концепции является реализация нового решения по организации питания пассажиров: им предоставляется возможность по доступной цене заказать питание в поезде, в схему которого включен модернизированный штабной вагон, оснащенный специальным оборудованием для хранения и разогрева блюд высокой степени готовности, мойкой и посудомоечной машиной. Оказание услуг осуществляется через проводников АО «ФПК», которые прошли обучение основам сервиса, оказания услуг питания и устройству вагона.
Запуск пилотного проекта состоялся в декабре 2022 года на полигоне Уральского филиала АО «ФПК».
В настоящее время заказать питание через проводника можно на поезде № 49/50 сообщением Екатеринбург – Сургут, а также в поезде № 59/60 сообщением Сургут – Москва.
С начала запуска пилотного проекта реализовано более 4 тыс. рационов питания.
Осуществляется ежедневный анализ реализации блюд, который показывает ее положительную динамику. Это говорит о востребованности данной услуги среди пассажиров.
В течение 2023 года ожидается поставка очередной партии из шести вагонов, прошедших модернизацию, что позволит в дальнейшем продолжить реализацию проекта на других направлениях.
Улучшение условий труда сотрудников поездных бригад
Внедрение новой форменной одежды
В 2022 году была создана новая коллекция форменной одежды для сотрудников поездных бригад и билетных касс. Для изготовления данной коллекции используются высококачественные износостойкие материалы. Был значительно расширен перечень элементов, входящих в состав комплекта (добавлены плащи, подстежки парок, платья, жилеты, женская обувь, шарфы, перчатки).
Поставки комплектов форменной одежды нового модельного ряда начаты в IV квартале 2022 года. В первую очередь 2,1 тыс. комплектов форменной одежды нового модельного ряда предназначены для сотрудниковскоростного отделения Вагонного участка Москва-Ярославская, Пассажирского вагонного депо Самара, Пассажирского вагонного депо Владивосток и Северо-Кавказского железнодорожного агентства.
В 2023 году запланированы поставки 5,8 тыс. комплектов форменной одежды нового модельного ряда для сотрудников Вагонного участка Санкт-Петербург-Московский, Пассажирского вагонного депо Калининград, Вагонного участка Ярославль, Вагонного участка Петрозаводск, Пассажирского вагонного депо Горький-Московский, Вагонного участка Воронеж, Вагонного участка Екатеринбург, Вагонного участка Томск, Вагонного участка Северобайкальск, Северо-Западного и Московского железнодорожных агентств.
Обеспечение сотрудников аксессуарами
С 2022 года в Компании организовано обеспечение сотрудников брендированными аксессуарами как дополнительными элементами форменной одежды.
В перечень аксессуаров входят:
- сумка – ручная кладь – выполнена из современных прочных материалов, имеет возможность крепления к чемодану и предназначена для хранения личных вещей сотрудников поездных бригад;
- чемодан дорожный – вместительный, имеющий прочные колеса, повышающие удобство при транспортировке (переноске), предназначен для хранения личных вещей сотрудников;
- чехол для одежды – предназначен для хранения и перевозки форменной и специальной одежды сотрудников, ее защиты от влаги и загрязнений;
- сумка для документов – выполнена из прочного материала, имеет несколько удобных отсеков для хранения документации начальника пассажирского поезда;
- сумка для инструментов – предназначена для организации хранения и перевозки инструмента поездного электромеханика в пути следования поезда.
В 2022 году данными аксессуарами обеспечены более 2,9 тыс. проводников третьего и четвертого разряда, обслуживающих поезда «Ласточка», в том числе в Московском филиале – более 700 человек, Северо-Западном – более 1,2 тыс. человек, Северо-Кавказском – более 200 человек, Куйбышевском – более 600 человек, Уральском – 28 человек. Также во всех филиалах Компании организована выдача аксессуаров всем начальникам поездов (более 1,5 тыс. человек).
До конца I квартала 2023 года запланировано обеспечение аксессуарами оставшихся проводников четвертого разряда, обслуживающих фирменные поезда (3,2 тыс. человек), а также поездных электромехаников (1,5 тыс. человек).
Улучшение санитарно-бытовых условий
В 2022 году проведена реконструкция зданий и помещений в восьми крупных резервах проводников пассажирских вагонов: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Тюмени, Челябинске, Ульяновске, Воронеже, Волгограде и Кирове.
В целом в 2022 году осуществлен ремонт и произведена закупка оборудования в 49 резервах проводников пассажирских вагонов на общую сумму более 84,6 млн руб., из которых свыше 53 млн руб. освоено на закупку мебели и бытовой техники.
В 2023 году запланировано улучшение
С целью улучшения транспортной доступности резервов проводников пассажирских вагонов в 2022 году закуплено пять микроавтобусов «Газель NEXT» для сотрудников поездных бригад в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Пензе, Ульяновске.
Для улучшения условий труда поездных бригад в пути следования организовано трехразовое питание сотрудников в вагонах-ресторанах за счет средств работодателя. Такое питание организовано в девяти пассажирских поездах (65 составов), находящихся длительное время в пути.
Для персонала, обслуживающего пассажирские вагоны «автономный сцеп», закуплено свыше 800 стульев в служебные помещения.