Стратегия

В целом деятельность АО «ФПК» как ключевой бизнес-единицы материнской компании сосредоточена на достижении целевых объемных и финансово-экономических параметров, заложенных в утвержденную Правительством Российской Федерации Программу долгосрочного развития материнской компании до 2025 года.

В 2019 году в АО «ФПК» разработана и утверждена Стратегия развития АО «ФПК» на период до 2030 годаУтверждена решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола от 27 декабря 2019 г. № 11)., а также сформирована система ее реализации.

Также в Компании утверждено Положение о системе ключевых показателей эффективности деятельности АО «ФПК»Утверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола от 30 декабря 2022 г. № 12).. Цель разработки положения – мотивировать менеджмент Компании на достижение ее стратегических целей через систему целевых ключевых показателей эффективности (КПЭ).

Миссия

Мы улучшаем качество жизни, делая вашу поездку максимально безопасной, доступной и комфортной.

Поезд

Видение

АО «Федеральная пассажирская компания» – лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации, высокоэффективная, финансово устойчивая, клиентоориентированная компания, нацеленная на обеспечение устойчивого развития мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации, охватывающих ключевые востребованные направления дальнего следования.

01 Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации
  • Национальный перевозчик, осуществляющий традиционные и скоростные пассажирские перевозки дальнего следования по сетям железных дорог Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.
  • Лидер в объемах перевозок дальнего следования по территории Российской Федерации.
  • Лидер в сервисах агрегации билетов для перевозок дальнего следования с предложением единого билета, стыкующего железнодорожные перевозки по всем регионам Российской Федерации.
02 Клиенто­ориентированная компания
  • Лидер по качеству обслуживания в наземных перевозках дальнего следования с обеспечением качественного клиентского предложения и удобных для пассажиров условий перевозки в дальнем следовании, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки.
03 Социально ответственная компания
  • Обеспечение устойчивого развития мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации.
04 Высоко­эффективная, финансово устойчивая компания
  • Максимизация финансового результата и самостоятельное обеспечение деятельности.
Количественные характеристики видения АО «ФПК» в 2025 годуВ соответствии с утвержденной Стратегией АО «ФПК».
Видение АО «ФПК» Контрольный параметр Прогнозное значение
Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации Количество перевезенных пассажиров 118 млн человек
Клиентоориентированная компания Объем инвестиций на закупку нового подвижного состава 98 млрд руб. (накопительно в 2023–2025 годах)
Социально ответственная компания Пассажирооборот в регулируемом сегменте 54 млрд пасс.-км
Высокоэффективная, финансово устойчивая компания Плановые доходы 330 млрд руб.

Согласно Стратегии АО «ФПК» (далее также – Стратегия) основной фокус бизнеса Компании будет направлен на существенное повышение маршрутных скоростей, развитие комплексных услуг с другими видами транспорта (мультимодальные перевозки), наращивание объемов движения на ключевых направлениях внутри Российской Федерации и повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки. При этом Компания продолжит выполнять роль социального перевозчика, которая заключается в обслуживании безальтернативных либо социально значимых маршрутов.

Основные показатели Стратегии сформированы с учетом изменений на транспортном рынке, конкурентной ситуации, требований клиентов и тенденций в сфере развития регуляторной среды пассажирских перевозок. Стратегия АО «ФПК» предполагает сохранение существующей роли Компании в стратегической программе развития материнской компании.

Стратегические цели АО «ФПК»
Показатель 2025 2030
Отправлено пассажиров, млн человек 118 122
Доходы, млрд руб. 330 431
EBITDA, млрд руб. 53 82
Чистый долг / EBITDA Не более 2
Объем закупки вагонов, вагонов >3,1 тыс. (накопительно в период 2023–2030 годов)

Итоги реализации Стратегии в 2022 году

В 2022 году, несмотря на изменения экономической и геополитической ситуации в России, Компания сумела адаптироваться к новым реалиям и работала над сохранением и улучшением транспортной доступности в условиях закрытия аэропортов юга России, увеличением пассажиропотока, стимулированием спроса на пассажирские перевозки и оптимизацией издержек. По итогам 2022 года АО «ФПК» было перевезено порядка 96 млн пассажиров.

Для обеспечения гарантированного качества перевозок АО «ФПК» продолжило улучшать свои сервисы и услуги, разрабатывать новые маршруты и обновлять подвижной состав.

Для обеспечения комфортной и безопасной туристической среды для наших граждан постоянно развивается маршрутная сеть туристических поездов. В их составы включены современные и комфортные вагоны.

Стратегические направления развития

Сеть

В 2022 году была расширена маршрутная сеть двухэтажных поездов. Запущено курсирование новых двухэтажных поездов № 66/65 Москва – Тольятти, № 22/21 Москва – Ульяновск, № 54/53 Москва – Чебоксары, № 58/57 Москва – Йошкар‑Ола, № 30/29 Санкт-Петербург – Белгород, № 160/159 Петрозаводск – Москва и № 32/31 Москва – Орск.


Парк

Закупка вагонов в 2022 году производилась в рамках долгосрочного договора, заключенного с поставщиками на период до 2025 года. Договор предусматривает поставку четырех партий подвижного состава:

  • вагоны существующего модельного ряда;
  • новые модели одноэтажных вагонов;
  • новые модели двухэтажных вагонов;
  • перспективный подвижной состав одно- и двухэтажного исполнения.

В закупаемый подвижной состав вошли вагоны с более совершенным дизайном:

  • персональное пространство для отдыха, которое обеспечивает приватность;
  • просторный салон для свободы движения;
  • низкопольная посадка, безбарьерность;
  • выделение зоны для багажа;
  • высокая техническая оснащенность.

В 2022 году закуплено 433 новых вагона (325 одноэтажных и 108 двухэтажных).


Продукт

Планируется переход на новое унифицированное высококачественное продуктовое предложение.

В основе реализации стратегической инициативы – ориентация на интересы потребителей. Создается интуитивно понятное предложение для пассажиров, построенное на базе унификации технической оснащенности вагонов и стандартизации дополнительных услуг.

По состоянию на конец 2022 года переход на новую продуктовую линейку не завершен.


Мультимодальность

В 2022 году Компания осуществляла перевозки по шести направлениям с мультимодальными маршрутами: Кострома – Ярославль, Вологда – Ярославль, Бокситы – Серов, Белгород – Россошь, Арзамас – Дивеево, Уссурийск – Андреевка.

По итогам 2022 года по мультимодальным маршрутам было перевезено 45,3 тыс. пассажиров.

АО «ФПК» планирует увеличивать объемы мультимодальных услуг и повышать эффективность действующих маршрутов.


Прочие виды деятельности и смежные бизнесы

Для повышения рыночной устойчивости АО «ФПК» диверсифицирует деятельность и развивает бизнесы, которые увеличивают доходность перевозок:

  • сервисы для пассажиров;
  • развитие железнодорожного туризма;
  • сервисы для путешествий всеми видами транспорта;
  • логистические сервисы (почта, грузы) и т. д.

В рамках развития направления в 2022 году:

  • предоставлялась услуга по перевозке животных без сопровождения;
  • внедрена оплата услуг проездных документов в билетных кассах АО «ФПК» через СБП;
  • значительно расширена карта туристических маршрутов. Всего в 2022 году пассажирам предложено порядка 30 туристических поездов, включая региональные проекты. По итогам года предложенной услугой воспользовалось более 100 тыс. человек. В 2023 году пассажирам будут предложены новые маршруты.

Ключевые показатели эффективности

Для оценки деятельности АО «ФПК», его вклада в реализацию стратегических целей материнской компании используется система КПЭ деятельности Компании.

Перечень КПЭ и методика расчета степени выполнения КПЭ определяются Положением о системе ключевых показателей эффективности деятельности для целей премирования руководителей АО «ФПК»Утверждено решением Совета директоров АО «ФПК» (выписка из протокола от 30 декабря 2022 г. № 12). (далее – Положение).

Корпоративные КПЭ АО «ФПК» отражают эффективность деятельности Компании в отчетном периоде и сформированы с учетом стратегических целей и задач, поставленных перед Компанией.

В соответствии с требованиями Положения отчетным периодом, за который производится оценка выполнения КПЭ, признается год.

Перечень корпоративных КПЭ АО «ФПК» на 2022 год включает в себя следующие показатели:

  • индекс удовлетворенности пассажиров (поезда дальнего следования);
  • коэффициент технической готовности парка;
  • уровень безопасности движения;
  • отправление пассажиров;
  • доходы от обычных видов деятельности;
  • рентабельность по EBITDA;
  • чистый долг / EBITDA;
  • обеспечение эффективной практики корпоративного управления.

По каждому показателю были установлены целевые значения. По итогам 2022 года целевые значения всех корпоративных КПЭ АО «ФПК» были достигнуты.

Ключевые задачи АО «ФПК» на 2023 год

Ключевыми задачами АО «ФПК» на 2023 год являются:

  • укрепление позиций на рынке пассажирских перевозок за счет развития маршрутной сети, обеспечения нового уровня сервисов, обновления парка подвижного состава, модернизации и обновления производственной инфраструктуры;
  • реализация инициатив, предусмотренных Стратегией развития АО «ФПК» на период до 2030 года. Ключевые из них, реализуемые в 2023 году: расширение географии перевозок двухэтажными поездами, запуск новых поездов, повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки и обновление подвижного состава;
  • обеспечение гарантированного качества перевозок;
  • разработка и внедрение комплексных маркетинговых проектов по развитию новых предложений на рынке пассажирских перевозок;
  • достижение индекса удовлетворенности пассажиров поездов дальнего следования не менее чем 87,5 балла;
  • повышение уровня безопасности движения;
  • реализация мероприятий по минимизации негативного воздействия на окружающую среду;
  • развитие человеческого капитала АО «ФПК»;
  • развитие цифровых компетенций и активное использование цифровых технологий для повышения эффективности внутренних процессов, совершенствования услуг;
  • обеспечение транспортной подвижности населения в связи с увеличением пассажиропотока на южных направлениях.
Поезд