Управление рисками

2022 год ознаменовался существенным изменением геополитической ситуации и введением беспрецедентных санкций в отношении Российской Федерации, которые негативно отразились на всех субъектах экономики и социальной сфере. При этом АО «ФПК» столкнулось со значительным увеличением пассажиропотока вследствие ограничений авиаперевозок и закрытия границ ряда зарубежных стран на фоне ограничения поставок материалов, запасных частей, технологий, программного обеспечения импортного производства.

Несмотря на внешние вызовы, АО «ФПК» на практике показало свою готовность к бесперебойному обеспечению транспортной доступности населения Российской Федерации, в том числе за счет рискориентированного подхода менеджмента к управлению Компанией.

Система управления рисками

Управление рисками в АО «ФПК» представляет собой непрерывный и системный процесс, протекающий на всех уровнях Компании, интегрированный с бизнес-процессами и направленный на снижение влияния рисков, а также на повышение уверенности в достижении целей и решение задач АО «ФПК».

Все подразделения Компании вовлечены в процесс управления рисками по кругу ведения.

Общая координация и методологическая поддержка процесса управления рисками, подготовка и предоставление отчетов руководству АО «ФПК», организация обучения сотрудников Компании по вопросам управления рисками осуществляется отделом управления рисками.

Управление рисками в АО «ФПК» осуществляется на основании следующих документов:

  • Политика в области управления рисками АО «ФПК», утвержденная решением Совета директоров КомпанииПротокол от 27 декабря 2019 г.№ 11.;
  • Методические рекомендации по определению приемлемой величины рисков (риск-аппетита), утвержденные решением Совета директоров АО «ФПК»Протокол от 2 июля 2020 г. № 24.;
  • Методические рекомендации по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденные распоряжением Генерального директора АО «ФПК»Распоряжение АО «ФПК» от 20 марта 2020 г. № 258р.;
  • Регламент взаимодействия в процессе управления рисками и подготовки отчетности, утвержденный распоряжением Генерального директора АО «ФПК»Распоряжение АО «ФПК» от 20 марта 2020 г. № 258р..

В 2022 году в АО «ФПК» на основании перечисленных нормативных документов управлялись общекорпоративные риски. Управление операционными рисками более низкого уровня осуществлялось по упрощенной схеме, в рамках ограниченных процедур.

Оценка надежности и эффективности СУРиВК возложена на отдел внутреннего аудита.

Принципы управления

Советом директоров АО «ФПК» утверждена Политика по управлению рисками и внутреннему контролю АО «ФПК» (далее – Политика), разработанная в соответствии с Политикой по управлению рисками и внутреннему контролю материнской компании.

В соответствии с Политикой основной целью СУРиВК является обеспечение разумной уверенности в достижении:

  • стратегических целей;
  • операционных целей;
  • целей в области исполнения требований применимых международных нормативных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, внутренних нормативных документов Компании;
  • целей в области обеспечения достоверности, своевременности и качества всех видов отчетности.

Политикой по управлению рисками и внутреннему контролю определено, что организация и функционирование СУРиВК в АО «ФПК» осуществляются в соответствии с принципами, изложенными в ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», а именно:

  • риск-менеджмент создает и защищает ценность;
  • риск-менеджмент является неотъемлемой частью всех организационных процессов;
  • риск-менеджмент является частью процесса принятия решений;
  • риск-менеджмент явным образом связан с неопределенностью;
  • риск-менеджмент является систематическим, структурированным и своевременным;
  • риск-менеджмент основывается на наилучшей доступной информации;
  • риск-менеджмент является адаптируемым;
  • риск-менеджмент учитывает человеческие и культурные факторы;
  • риск-менеджмент является прозрачным и учитывает интересы заинтересованных сторон;
  • риск-менеджмент является динамичным, итеративным и реагирующим на изменения;
  • риск-менеджмент способствует постоянному улучшению организации.

Основные задачи СУРиВК

  • Создание инфраструктуры и нормативно-методологической основы для эффективного функционирования процесса управления рисками.
  • Интеграция процедур управления рисками и внутреннего контроля в стратегическую и операционную деятельность Компании, что позволит проактивно реагировать на риски и негативные изменения внешней и внутренней среды (посредством планирования и реализации мероприятий по воздействию на риск).
  • Повышение информированности участников СУРиВК и прочих заинтересованных сторон о рисках.
  • Сокращение числа непредвиденных событий, способных оказать негативное влияние на достижение целей АО «ФПК».

Центрами принятия управленческих решений в части управления рисками в АО «ФПК» являются Совет директоров и Генеральный директор.

В целях разработки рекомендаций по принятию управленческих решений в Компании функционируют Комитет по аудиту и рискам Совета директоров и Комитет по управлению рисками.

Совершенствование СУРиВК в 2022 году

В 2022 году в период неопределенности, действующая Система управления рисками способствовала повышению адаптивности Компании, ее основных процессов и систем, что позволило оперативно скорректировать бизнес-цели и подготовить сценарные варианты развития АО «ФПК» на период до 2025 года. Таким образом, Система управления рисками была направлена на поддержку в достижении поставленных перед Компанией целей.

В течение 2022 года реализован ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности СУРиВК, – на более высоком качественном уровне реализованы подходы к идентификации, анализу и оценке рисков Компании, определены ключевые риски Компании.

Отделом внутреннего аудита проведена оценка надежности и эффективности процесса управления рисками и внутреннего контроля за 2022 год. По результатам проведенной оценки сформировано заключение, что функционирование процесса управления рисками и внутреннего контроля в АО «ФПК» осуществляется в соответствии с принципами и подходами, утвержденными Советом директоров АО «ФПК», документами COSO и ГОСТ Р ИСО 31000-2019. В целях дальнейшего повышения эффективности функционирования процесса управления рисками и внутреннего контроля подготовлен ряд соответствующих рекомендаций.

В 2023 году планируется продолжить дальнейшее совершенствование СУРиВК АО «ФПК», в том числе с учетом реализации проекта по совершенствованию и развитию интегрированной модели управления рисками материнской компании.

Модель трех линий защиты

АО «ФПК» при осуществлении своей деятельности использует подход модели трех линий защиты, основывающийся на разделении ролей и обязанностей.

Каждая линия защиты повышает вероятность успешного достижения АО «ФПК» своих целей.

Применяемые методы воздействия на риски

Актуальными методами воздействия на риски АО «ФПК» являются следующие.

  • Избежание риска – подразумевает отказ от деятельности, проекта, которым характерен (присущ) данный риск, при этом другие стратегии воздействия (минимизация риска, передача риска, принятие риска) экономически неэффективны или невозможны. Принимая во внимание, что любой деятельности Компании присущи риски, а полный отказ от какого-либо вида деятельности ведет к ее прекращению, данная стратегия применима для управления отдельными, специфическими рисками и (или) новыми направлениями деятельности, проектами.
  • Минимизация риска – воздействие на риск с помощью мероприятий, направленных на снижение вероятности и (или) потенциального влияния рискового события в случае его реализации до допустимого уровня. Мероприятия, внедряемые в рамках минимизации риска, могут включать как внедрение и выполнение контрольных процедур, так и реализацию прочих мероприятий (например, создание резервов для покрытия убытков, вызванных реализацией рискового события).
  • Принятие риска – способ воздействия, при котором активное воздействие на риск не применяется. Используется в случаях, когда:
    1. уровень риска находится на допустимом уровне;
    2. избежание риска, минимизация риска, передача риска экономически неэффективны либо невозможны (например, политические или макроэкономические риски).
  • Передача риска – перенос риска, который осуществляется в случаях, когда минимизация риска со стороны Компании неэффективна, при этом уровень риска не является допустимым (риск невозможно принять) и возможно использовать для воздействия на риск услуги сторонней(-их) компании(-ий). Передача риска в основном направлена на снижение последствий, а не вероятности реализации риска.
Применяемые методы

Организационная структура управления рисками АО «ФПК»

Представленная организационная структура управления рисками соответствует Политике по управлению рисками и внутреннему контролю АО «ФПК».

Этапы процесса управления рисками

В соответствии с политикой процесс управления рисками в АО «ФПК» состоит из следующих этапов:

  1. Выявление рисков.
  2. Анализ и оценка рисков.
  3. Воздействие на риски.
  4. Мониторинг и пересмотр.
  5. Обмен информацией и консультирование.

В рамках указанных процессов формируется отчетность по рискам, предназначенная для предоставления исполнительным органам, Комитету по аудиту и рискам, Совету директоров Компании и внешним заинтересованным лицам (при необходимости), включая информацию о рисках, мероприятиях по воздействию на риски и эффективности СУРиВК.

Реестр рисков АО «ФПК»

В 2022 году в АО «ФПК» идентифицировано 104 риска, из них 92 риска оценены количественным методом, 12 – качественным (в 2021 году идентифицировано 103 риска).

Всего за 2022 год реализовалось 32 риска (в 2021 году – 21 риск).

Ключевые риски

Реестр ключевых рисков АО «ФПК» на 2022 год содержит восемь рисков, которые определены с учетом их влияния на достижение целей Компании и сгруппированы в категории по бизнес-процессам. В дальнейшем они декомпозируются на риски подразделений по направлениям деятельности.

Бизнес-процесс Риск-факторы Мероприятия по воздействию на риски
Управление финансово-экономической деятельностью

Внешние факторы:

  1. Изменение процентных ставок по кредитам.
  2. Снижение доходных поступлений относительно плановых параметров.
  3. Снижение объема получаемых субсидий от государственного регулирования тарифов.
  4. Изменение законодательства (Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Закон о транспортной безопасности и т. д.).
  5. Макроэкономические факторы.
  6. Геополитическая обстановка, повлекшая за собой снижение пассажиропотока при невозможности оперативного изменения количества назначенных поездоназначений.

Внутренние факторы:

  1. Сохранение безальтернативных маршрутов (наиболее убыточные назначения).
  2. Перевыполнение бюджетных параметров по поездоназначениям (непропорционально пассажирообороту).
  3. Неэффективность использования активов (издержки по охране неиспользуемых зданий и сооружений, затраты на охрану, коммунальные платежи и прочие выплаты, включая налог на имущество).
  4. Рост расходов на тягу к бюджету непропорционально росту пассажирооборота.
  5. Составление графиков движения пассажирских поездов, прицепных и беспересадочных вагонов во внутригосударственном и международном сообщении на основании некорректной оценки прогнозируемого пассажирооборота.
  6. Нарушение координации деятельности подразделений АО «ФПК» по вопросам разработки графика движения пассажирских поездов в части согласования схем и составности поездов.
  7. Отсутствие (подготовка в недостаточном объеме) предложений по обеспечению потребностей населения в перевозках пассажирскими поездами дальнего следования АО «ФПК».
  8. Некачественное проведение анализа информации о сезонах спада пассажирских перевозок, об убыточных направлениях, о поездах и вагонных группах с отрицательным финансовым результатом курсирования.
  9. Некорректное формирование составов пассажирских поездов.
  10. Недостаточная квалификация сотрудников.
  11. Неучет изменения спроса на перевозки для формирования предложения.
  12. Превышение фактического количества запасов над их требуемым количеством.
  13. Нецелесообразность проведения капитальных видов ремонта
  14. Несвоевременное формирование бюджетов производства и эксплуатационных затрат.
  15. Некорректное формирование бюджетов производства и эксплуатационных затрат.
  16. Укомплектование численности поездных бригад до уровня 94 % к технологической потребности для обеспечения трудового законодательства в части режимов труда и отдых.
  17. Решения, принятые Комиссией по управлению финансовыми рисками АО «ФПК». (Внутренние)
  18. Неэффективность маркетинговых инициатив.
  19. Превышение себестоимости.
  20. Превышение объема привлекаемых денежных средств сверх плановых параметров, определенных бюджетом АО ФПК»

Организация размеров движения и текущих расходов

Работа с парком подвижного состава.

Процедура рефинансирования долговых обязательств Компании.

Принятие мер к увеличению доходных поступлений.

Реализация направлений повышения операционной эффективности и оптимизации расходов, предусмотренных бюджетом

Формирование и проведение маркетинговой политики

Внешние факторы:

  1. Изменение макроэкономической ситуации темпами, отличающимися от прогнозных.
  2. Конкуренция альтернативных видов транспорта.
  3. Изменение спроса на пассажирские перевозки.
  4. Снижение реальных доходов населения.
  5. Неиндексация / недостаточная индексация тарифов на пассажирские перевозки Федеральной антимонопольной службой.
  6. Сезонный спад спроса на пассажирские перевозки.

Внутренние факторы:

  1. Изменение предложения на пассажирские перевозки (изменение размеров движения АО «ФПК»).
  2. Изменение параметров вагонокилометровой и местокилометровой работы к уровню прошлого года (плану).
  3. Назначение пассажирских поездов с неудобным временем прибытия или отправления, продолжительным временем в пути.
  4. Риск неэффективности маркетинговых инициатив

Реализация специальных маркетинговых акций, предложений специальных тарифов.

Разработка и формирование методик установления уровня тарифов на пассажирские перевозки на основе анализа рыночной ситуации за исключением тарифов для дерегулированного сегмента пассажирских перевозок в поездах, включенных в технологию управления доходностью.

Подготовка предложений по индексации тарифов и ведению графика гибкого регулирования тарифов на проезд пассажиров в поездах дальнего следования.

Исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на услуги пассажирского транспорта дальнего следования, конъюнктуры рынка в регионах обслуживания филиалов АО «ФПК», проведение конкурентного анализа.

Мониторинг стоимости проезда на альтернативных видах транспорта

Обеспечение безопасности

Внешние факторы:

  1. Негативная внешнеполитическая обстановка в мире.
  2. Наличие вооруженных конфликтов вблизи границ России.
  3. Резкое падение жизненного уровня населения.
  4. Обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий.
  5. Рост числа террористических проявлений.
  6. Социально-политическая и экономическая нестабильность в сопредельных государствах.
  7. Утрата людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров.
  8. Увеличение распространения методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий.
  9. Негативное влияние средств массовой информации, создающих рекламу террористам.
  10. Превышение стоимости средств защиты над стоимостью защищаемых информационных активов.
  11. Несоблюдение контрагентами положений нормативных документов.
  12. Несанкционированный доступ к информационным системам АО «ФПК».

Внутренние факторы:

  1. Несоблюдение сотрудниками регламентов использования ПК на рабочих местах, промышленный шпионаж.
  2. Несоблюдение сотрудниками положений нормативных документов.
  3. Сбой в системе СКУД, утеря магнитного пропуска сотрудниками.
  4. Утеря (разглашение) документов, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну Компании.
  5. Утечка защищаемой информации, в том числе персональных данных.
  6. Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей руководителями всех уровней

Доведение до сотрудников АО «ФПК» положений нормативных документов Российской Федерации и внутренних документов АО «ФПК».

Назначение ответственных лиц за обеспечение безопасности.

Обучение и аттестация по транспортной безопасности ЛНПЛинейный начальник поезда., главных инженеров и других сотрудников АО «ФПК» выполняющих работы по транспортной безопасности.

Оснащение вагонов системами видеонаблюдения и регистрации.

Создание собственного подразделения транспортной безопасности АО «ФПК».

Организация конкурентных процедур по закупке технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Проведение учений и тренировок по транспортной безопасности.

Передача сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств при выполнении пассажирских перевозок.

Реализация единой с материнской компанией технической политики в области обеспечения информационной безопасности.

Планирование и организация выполнения мероприятий по защите информации, составляющей коммерческую тайну АО «ФПК», и обеспечению информационной безопасности АО «ФПК».

Планирование и осуществление контроля за ходом работ по внедрению средств защиты информации на объектах информатизации АО «ФПК» и участие в приемке этих работ.

Организация эксплуатации технических подсистем и средств защиты информации АО «ФПК»

Комплаенс

Внутренние факторы:

  1. Несоблюдение сотрудниками положений нормативных документов.
  2. Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей руководителями всех уровней

Доведение до сотрудников АО «ФПК» положений нормативных документов Российской Федерации и внутренних документов АО «ФПК».

Проведение проверок исполнения договорных обязательств контрагентами и их возможной аффилированности с сотрудниками АО «ФПК»

Карта рисков

В целях визуализации значимости рисков разработана карта рисков.

На карте рисков по оси Y отображена величина (степень) влияния идентифицированных рисков на деятельность АО «ФПК», а по оси X – вероятность их реализации.

Карта ключевых рисков АО «ФПК» на 2022 год

Связь ключевых рисков со Стратегией Компании

В Стратегии Компании определен следующий перечень стратегических контрольных показателей:

  • отправлено пассажиров;
  • доходы;
  • EBITDA;
  • чистый долг / EBITDA;
  • объем закупки вагонов.

В 2022 году основное влияние на достижение ключевых показателей деятельности АО «ФПК» оказывали следующие факторы:

  • изменение макроэкономической ситуации темпами, отличающимися от прогнозных;
  • ухудшение геополитической ситуации (введение санкций в отношении России);
  • снижение доходов населения и рост инфляции выше прогнозируемого уровня.

При этом для достижения установленных целей Стратегия предусматривает реализацию ряда стратегических проектов. Стратегические проекты реализуются АО «ФПК» с учетом макроэкономической ситуации в стране, с соответствующей корректировкой темпов и масштабов реализации, объемов необходимых ресурсов.

Поскольку ключевые риски могут оказать значительное негативное влияние на деятельность АО «ФПК», достижение стратегических целей, реализацию Стратегии, Компания уделяет должное внимание управлению ключевыми рисками. Реестр ключевых рисков утверждается Генеральным директором на основании решения Совета директоров по результатам его рассмотрения и с учетом мнения Комитета по аудиту и рискам Совета директоров. В дальнейшем Совет директоров осуществляет контроль реализации подразделениями АО «ФПК» мероприятий по воздействию на ключевые риски.

В АО «ФПК» идентифицирован риск «Отклонение от достижения запланированных эффектов реализации стратегических инициатив АО «ФПК»: Компания отслеживает отклонение по всем стратегическим инициативам.

Риски в области устойчивого развития

В АО «ФПК» идентифицированы риски в области устойчивого развития, определены возможные последствия для Компании в случае их реализации и разработаны мероприятия по воздействию на такие последствия.

Реестр рисков в области устойчивого развития
№ п/п Наименование риска Возможные последствия Мероприятия по воздействию
1 Нарушения правил безопасности движения пассажирских поездов Увеличение количества случаев событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
  • Проведение плановой модернизации пассажирских вагонов.
  • Организация рекламационно-претензионной работы при выявлении случаев некачественного выполнения договорных обязательств со стороны сервисных и подрядных организаций.
  • Организация и реализация Программы мероприятий по уменьшению частоты транспортных происшествий, событий, тяжести их последствий и достижению установленных целевых показателей безопасности движения АО «ФПК».
  • Контроль наличия конструкторской документации на работы по усовершенствованию конструкции при приемке вагонов из ремонта
2 Возникновение неудовлетворенности от деятельности АО «ФПК» в обществе Переход населения на использование автомобильного и воздушного транспорта
  • Информационное реагирование на нештатные ситуации.
  • Оперативное реагирование на типовые информационные угрозы
3 Нарушение природоохранного законодательства Нарушение законодательства в части положений по обеспечению охраны окружающей среды (привлечение к административной ответственности, наложение административных наказаний в виде штрафов)
  • Формирование эксплуатационной программы по природоохранной деятельности АО «ФПК» и контроль за ее исполнением.
  • Проведение производственного экологического контроля.
  • Планирование и реализация инвестиционных проектов, имеющих экологическую значимость (очистные сооружения, вагономоечные комплексы, ливневые канализации).
  • Проведение обучения руководителей и специалистов, ответственных за природоохранную деятельность
4 Риск нарушения требований промышленной безопасности Нарушение законодательства в части положений по обеспечению охраны окружающей среды (привлечение к административной ответственности, наложение административных наказаний в виде штрафов)
  • Формирование эксплуатационной программы по промышленной безопасности, проведение экспертизы промышленной безопасности.
  • Замена технических устройств, выработавших нормативный срок службы, по Инвестиционной программе АО «ФПК».
  • Обучение и аттестация ответственных руководителей и специалистов.
  • Проведение производственного контроля
5 Дефицит подвижного состава
  • Невыполнение плановых параметров по перевезенным пассажирам.
  • Невыполнение плановых параметров по использованию вместимости.
  • Увеличение расходов на аренду подвижного состава.
  • Увеличение расходов на ремонт парка пассажирских вагонов
  • Планирование, организация и осуществление контроля за выполнением программ по деповскому, капитальному ремонту и модернизации пассажирских вагонов, в том числе по ремонту вагонов сторонних организаций.
  • Разработка и организация осуществления мер по минимизации применения в пассажирском движении локомотивов грузовых серий.
  • Сопровождение работы, связанной с организацией исполнения договоров аренды локомотивов с экипажем, включая внесение необходимых изменений и дополнений и проведение сверки оказанных услуг.
  • Использование вагонов, находящихся в запасе
6 Дефицит персонала для обеспечения перевозок
  • Снижение безопасности перевозок.
  • Снижение качества обслуживания пассажиров, увеличение жалоб.
  • Несоблюдение режима труда и отдыха
  • Мониторинг укомплектованности персоналом структурных подразделений, обеспечивающих перевозочный процесс.
  • Анализ конкурентоспособности профессий и должностей на рынке труда и принятие соответствующих корректирующих мер по повышению их конкурентоспособности.
  • Организация проведения социологических опросов персонала с целью изучения факторов неудовлетворенности и своевременного принятия корректирующих мер.
  • Обеспечение профессиональной подготовки кадров
7 Производственный травматизм Возникновение случаев травмирования сотрудников на производстве
  • Разработка локальных нормативных актов в области охраны труда.
  • Расследование случаев производственного травматизма с последующей разработкой корректирующих мероприятий
8 Неудовлетворенность пассажиров качеством услуг (организация питания пассажиров в поездах) Потеря лояльности со стороны пассажира
  • Организация работы по выставлению штрафных санкций в адрес компаний-арендаторов.
  • Проведение совместных с компаниями-арендаторами разборов для выработки решений по устранению несоответствий.
  • Проведение выборочных проверок вагонов-ресторанов сотрудниками Управления организации питания
9 Утечка персональных данных участников Программы лояльности Несанкционированное удаление/передача/копирование персональных данных зарегистрированных участников Программы лояльности, влекущее нарушение действующего законодательства Российской Федерации, а также репутационные и финансовые риски АО «ФПК»
  • Мониторинг обращений участников Программы лояльности в части соблюдения Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных».
  • Передача персональных данных участников по банковским продуктам (кобренд-карты) по зашифрованному каналу.
  • Мониторинг уязвимостей АРМ.
  • Контроль за недопущением нарушения правил работы с персональными данными участников Программы лояльности